Как готовить ИТ-менеджеров
В.Л. Павлов vlpavlov@ieee.org, eLine Software, Inc., Днепропетровск/Питтсбург,
к.ф.-м.н. А.А.Терехов ddt@tercom.ru СПбГУ, ЛАНИТ-ТЕРКОМ, Санкт-Петербург.
Согласно статистике, большая часть проблем в ИТ-проектах связана не с отсутствием технических знаний, а с неоптимальными управленческими решениями. Эта закономерность была исследована в США, однако, не вызывает никаких сомнений, что она справедлива и для стран постсоветского пространства, где вопросам менеджмента исторически уделялось меньше внимания. Последние годы у нас наблюдается постепенное увеличение осознанного спроса на профессиональных ИТ-управленцев, и, как результат, на соответствующие учебные программы.
Так случилось, что авторы данного доклада имеют возможность взглянуть на проблему с двух точек зрения - с позиции работодателей, которым время от времени приходится принимать на работу ИТ-менеджеров, и с позиции преподавателей, участвовавших в тренингах и семинарах для руководителей разного уровня.
Говоря о подготовке управленцев для ИТ, нужно найти ответы на следующие вопросы:
- Чему учить ИТ-менеджеров?
- Как организовывать обучение?
- Как оценить квалификацию соответствующих специалистов?
Знания, которыми должен владеть ИТ-руководитель, можно условно разделить на две категории: общие знания и специфические для ИТ. К первой группе относятся общие экономические знания, маркетинг, финансовый менеджмент, стратегический менеджмент, управление персоналом, проектный менеджмент, английский язык (роль которого в ИТ подобна роли латыни в медицине), и т.п. Ко второй - методы разработки ПО, методы управления операциями в ИТ, сетевые технологии, методы построения корпоративной информационной архитектуры и т.д. Конечно же, все это подразумевает знакомство с соотвествующими международными стандартами. Если для первой группы знаний отечественное преподавательское сообщество уже накопило довольно существенный опыт обучения управленцев, то про вторую группу этого сказать нельзя.
Обучение ИТ-менеджеров в странах бывшего СССР ведется сегодня различными способами. Первый из них - это доучивание специалиста без отрыва от производства. При таком подходе необходимо правильно спланировать процесс подготовки, чтобы он не выродился в ситуативное "латание дыр", что, к сожалению, довольно часто происходит на практике. Второй способ - прослушивание курсов повышения квалификации в учебных центрах. Сегодня основная проблема здесь - абсолютное превалирование технических курсов над управленческими. Наконец, третий способ - получение полноценного высшего образования. Всего лишь несколько ВУЗов в СНГ предлагают сегодня программы подготовки CTO/CIO, которые, однако, несколько отличаются от аналогичных программ стран Запада.
Судя по всему, наибольший прогресс у нас достигнут в области оценки знаний технических менеджеров. Достаточно широко распространены международные тестовые центры Prometric и VUE, где можно сдавать не только технические, но и управленческие экзамены: PMI PMP, CompTIA IT Project+, Microsoft MSF Practitioner и т.д. Впрочем, существование развернутой инфраструктуры приема экзаменов еще не означает, что ею активно пользуются. Вероятно, свою роль тут играет и языковый барьер, преодоление которого обычно более проблематично для управленцев, чем для технических ИТ-специалистов. Кроме того, некоторые международные экзамены (например, по ITIL и MOF) все еще подразумевают сдачу экзамена живому преподавателю в письменной или устной форме, что существенно повышает их стоимость для жителей СНГ. Эту проблему необходимо решать путем подготовки отечественных сертифицированных экспертов, имеющих право принимать такие экзамены.
Презентация к докладу (MSPowerPoint, 647Kb)...
Обсудить на форуме...
|