РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОФИЛЮ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИТ-ОТРАСЛИ
Шухман Александр Евгеньевич (alex58@mail.ru),
к.п.н., заведующий кафедрой администрирования информационн...
Герасименко Сергей Алексеевич (geras@esoo.ru)
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург
Аннотация Предложена новая модель подготовки старшеклассников по информационно-технологическомц профилю на основе профессиональных стандартов ИТ-отрасли. Выделено три направления подготовки: «Программист», «Специалист по администрированию информационных систем» и «Специалист по информационным ресурсам». Разработаны примерные учебные планы по каждому направлению. Предложены механизмы взаимодействия учреждений образования и работодателей по реализации профильной подготовки старшеклассников.
Важнейшим требованием к системе российского образования, предъявляемым ему современным этапом развития общества, является ориентация образования не только на освоение школьником определенных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, а также способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Профильное обучение старшеклассников ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, кооперации общего образования с дополнительным и профессиональным образованием. В качестве основного фактора совершенствования системы образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и региональных рынков труда, а также перспективы их развития. В связи с этим необходим пересмотр, коррекция содержания, форм, методов профильного обучения с ориентацией их на продуктивное, личностно-ориентированное, развивающее обучение, усиление в содержании профильного обучения практико-ориентированной составляющей.
В результате выполнения программ «Развитие единой информационной образовательной среды», «Электронная Россия», реализации национального проекта «Образование» в настоящее время каждому школьнику предоставлена возможность получить базовое образование по информатике в своей школе с использованием современной техники под руководством квалифицированно подготовленного учителя. Однако общее образование, даже обеспеченное материальной базой и кадрами, не всегда может помочь детям реализовать свои способности, получить начальную профессиональную подготовку. Это связано с инертностью школьных программ по информатике, c невозможностью в полной мере учесть склонности и способности учащихся в условиях массовой школы. Способности школьников в области информационных технологий (ИТ) должны развиваться в специализированных учреждениях дополнительного образования (ДО) или в рамках дополнительных образовательных программ в общеобразовательной школе. Как показывает опыт, школьники, получившие дополнительную подготовку в области ИТ, осознанно выбирают будущую профессию и более успешно усваивают вузовскую программу.
В последнее время в системе образования происходят процессы, следствием которых является перераспределение ролей между общим средним и дополнительным образованием детей. Если школьное среднее образование играет роль базового, то дополнительное образование все более переходит из сферы досуга в сферу предпрофессиональной и профессиональной подготовки детей, подготовки их к жизни в современном обществе.
Методологической основой для формирования структуры и содержания дисциплин подготовки в системе дополнительного образования школьников, обеспечивающей соответствие содержания подготовки, с одной стороны, требованиям работодателей, с другой стороны – содержанию базового курса информатики в школе может послужить система профессиональных компетенций ИТ-отрасли.
Компетентностный подход, активно изменяющий систему образования в нашей стране и во всем мире, призван устранить разрыв между результатом обучения и требованиями рынка труда. Описание результатов обучения в терминах компетенций позволяет оценить степень соответствия выпускника определенному квалификационному уровню конкретной профессии. Содержание системы профессиональных компетенций определяется на основе объединения компетентностного подхода и профессиональных стандартов отрасли ИТ.
Проект по разработке профессиональных стандартов для отрасли ИТ завершен в 2007 году научным коллективом под руководством проректора ГУ ВШЭ проф. В. В. Никитина при содействии организаций - участников Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ). Результаты работы опубликованы на сайте АП КИТ (http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5573).
При разработке профессиональных стандартов в результате экспертных исследований и опросов работодателей были выявлены наиболее массовые и востребованные профессии в области информационных технологий, для каждой профессии сформирован перечень квалификационных уровней, для каждого уровня определен перечень должностных обязанностей специалиста. Для каждой конкретной должностной обязанности каждого квалификационного уровня определяется перечень основных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения данной должностной обязанности.
В результате анализа отрасли информационных технологий авторским коллективом проекта по разработке профессиональных стандартов были выделены несколько подсекторов и профессий, предложена структура профессий, приведенная в таблице 1.
На наш взгляд, разработанные профессиональные стандарты могут служить основой для выделения направлений обучения школьников по информационно-технологическому профилю. Из анализа приведенного материала следует, что в системе профильного обучения школьников возможна подготовка только по первому, и отчасти второму, квалификационным уровням.
Структура профессий в проекте профессиональных стандартов в области информационных технологий
Сектор | Информационные технологии |
Подсектор | Администрир. БД | Систем. администрир. | Продажи в сфере IT | Разработка программных систем | Информационные системы | Инф. ресурсы |
1 уров. | | Специалист по системн. администрированию | Менеджер по продажам решений и сложных систем | Программист | | Системный аналитик | Специалист по информ. системам | Специалист по инф. ресурсам |
2 уров. | Администратор БД |
3 уров. | Системный архитектор |
4 уров. |
5 уров. | |
6 уров. | | | |
Для формирования системы профильного обучения школьников из три профессии:
- Программист;
- Специалист по информационным ресурсам;
- Специалист по администрированию информационных систем.
Это выбор обусловлен следующими соображениями:
- Профессия «Менеджер по продажам» требует наличия компетенций, прежде всего из группы экономических знаний, не специфичных для отрасли информационных технологий;
- Профессии «Администратор БД» и «Системный архитектор» реализуются, начиная со второго и третьего квалификационных уровней соответственно;
- Профессии, относящиеся к подсектору «Информационные системы», требуют наличия компетенций в области математики, выходящих за рамки школьного курса.
Для каждой из выбранных профессий были тщательно проанализированы профессиональные стандарты в части описания знаний, умений и навыков, соответствующих должностным обязанностям на каждом квалификационном уровне. Были выделены знания, умения и навыки, которые можно формировать в системе профильного обучения старшеклассников (соответствующие первому и второму уровню компетенций).
Первый уровень профессиональной компетенции – ознакомительный, предусматривает знакомство с основным кругом вопросов в данной компетенции, выполнение деятельности, не требующей глубокого понимания проблем (в основном, по образцу, по готовым инструкциям), фактически не предусматривающей принятия самостоятельных решений.
Второй уровень – базовый, предполагает широкое использование знаний в данной компетенции на практике, в основном, в стандартных ситуациях, в соответствии с существующими регламентами, предусматривает ответственность исполнителя за свои действия, ограниченную самостоятельность в принятии решений.
В соответствии с моделью многоуровневой комплексной системы профильного обучения на основе использования ресурсов учреждений дополнительного образования, было выделено четыре уровня подготовки для информационно-технологического профиля.
- Подготовительный уровень предполагает развитие системы ориентирующих элективных курсов, обеспечивающих первоначальное знакомство учащихся с профессиональной деятельностью для осознанного выбора конкретного профиля. Для информационно-технологического профиля целесообразно реализовать подготовительный уровень, начиная с 5-7 классов. Элективные курсы подготовительного уровня связаны с освоением конкретных информационных технологий («Учимся рисовать на компьютере», «Начала программирования», «Сервисы Интернет»);
- Базовый уровень реализуется по программам профильной подготовки, утвержденным Министерством образования и науки, в 10-11 классах учреждений общего образования и предполагает наличие инвариантной части и элективных курсов. Для информационно-технологического профиля наиболее удачным является учебно-методический комплекс под редакцией Н.Д. Угриновича;
- Предпрофессиональный уровень обеспечивает углубленную подготовку по выбранному направлению изучаемого профиля. Этот уровень реализуется преимущественно на базе учреждений дополнительного образования в тесном взаимодействии с предприятиями и организациями, предоставляющими материальные и кадровые ресурсы;
- Профессиональный уровень предполагает формирование начального уровня профессиональной компетентности. Этот уровень реализуется в проектной исследовательской и творческой деятельности, в системе практико-ориентированных элективных курсов, производственных практик на основе взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования и предприятий-партнеров.
На основе опытно-экспериментальной работы и профессиональных стандартов разработаны примерные учебные планы для 3 и 4 уровня подготовки (реализуемых в виде дополнительных образовательных программ).
Примерный учебный план рассчитан на 8 часов в неделю при 36-ти учебных неделях в году. Он включает в себя, наряду с занятиями, практики, экскурсии, участие в конкурсах, работу над проектами (в том числе по заказам предприятий).
Примерный учебный план профильного обучения по направлению "Программист"
№ п/п | Название дисциплины | Тип курса | Количество часов |
Третий уровень |
1. | Программирование | Профильный | 144 |
2. | Объектно-ориентированное программирование | Профильный | 144 |
Четвертый уровень |
3. | Построение и анализ алгоритмов | Профильный | 72 |
4. | Технология разработки программ | Профильный | 72 |
5. | Вариативная часть | | 144 |
| Язык программирования Java | элективный | 72 |
| Язык программирования C++ | элективный | 72 |
| Язык программирования С# | элективный | 72 |
| WEB-программирование | элективный | 72 |
Примерный учебный план профильного обучения по направлению "Специалист по системному администрированию"
№ п/п | Название дисциплины | Тип курса | Количество часов |
Третий уровень |
1. | Вычислительная техника и компьютерные сети | Профильный | 72 |
2. | Системное и прикладное ПО | Профильный | 144 |
3. | Основы системного администрирования | Профильный | 72 |
Четвертый уровень |
4. | Администрирование Windows | Профильный | 72 |
5. | Администрирование Linux | Профильный | 72 |
6. | Вариативная часть | | 144 |
| Администрирование WEB-сервера | элективный | 72 |
| Администрирование БД | элективный | 72 |
| Администрирование корпоративных систем и сетей | элективный | 72 |
| Установка и настройка сетевых служб | элективный | 72 |
| Основы информационной безопасности | элективный | 72 |
| Беспроводные сети | элективный | 72 |
Примерный учебный план профильного обучения по направлению "Специалист по информационным ресурсам"
№ п/п | Название дисциплины | Тип курса | Количество часов |
Третий уровень |
1. | Компьютерная музыка | Профильный | 72 |
2. | Компьютерная графика | Профильный | 72 |
3. | ООсновы WEB-дизайна | Профильный | 72 |
4. | Вычислительная техника и компьютерные сети | Профильный | 72 |
Четвертый уровень |
| Специализация "Компьютерная графика" |
5. | Растровая графика | элективный | 72 |
6. | Векторная графика | элективный | 72 |
7. | 3D-анимация | элективный | 72 |
8. | Основы издательских систем | элективный | 72 |
| Специализация "WEB-дизайн" |
5. | Технологии проектирования WEB-сайтов | элективный | 72 |
6. | Основы WEB-программирования | элективный | 144 |
7. | Анимация для WEB | элективный | 72 |
| Специализация "Мультимедиа технологии" |
5. | Обработка звука | элективный | 72 |
6. | Обработка видео | элективный | 72 |
7. | 3D-Анимация | элективный | 72 |
8. | Технология Flash | элективный | 72 |
В настоящее время разрабатываются примерные программы по дисциплинам подготовки, идет апробация предложенной системы на базе Областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко г. Оренбурга.
Эффективная реализация профильного обучения по информационно-технологическому профилю возможна только при привлечении ресурсов работодателей – компаний отрасли информационных технологий. Отметим, что не всегда инициативу в сотрудничестве с учреждениями образования проявляют сами предприятия, поскольку в настоящее время индустрия ориентирована на внутрифирменное обучение, переподготовку своих сотрудников. Это связано с тем, что система образования, особенно в регионах, очень консервативна, не успевает за развитием информационных технологий.
Ведущую роль в привлечении предприятий и организаций отрасли информационных технологий к сотрудничеству могут сыграть органы управления образованием через региональные ресурсные центры информатизации образования при ведущих вузах региона.
Основная задача ресурсного центра при введении профильного обучения – информационное обеспечение процесса. При региональном ресурсном центре информатизации образования может быть организован экспертный совет по информационным технологиям. В состав совета входят представители учреждений образования, органов управления образованием, предприятий и организаций. Совет может утверждать разрабатываемые в учреждениях образования программы элективных курсов, при этом общее направление развитие профильной системы образования будет определяться при участии представителей предприятий и организаций.
Преодолеть скептическое отношение представителей индустрии к системе образования может специально организованная система олимпиад и конкурсов. При этом необходимо привлекать будущих работодателей в методические комиссии по разработке олимпиадных заданий, критериев оценки конкурсных работ, в жюри конкурсов и олимпиад. Олимпиады и конкурсы позволяют оценить потенциал системы образования, в то же время выявить, в каких направлениях необходимо совершенствование профильного образования. Система олимпиад и конкурсов также позволяет работодателям определить учреждения общего и дополнительного образования, реализующие наиболее перспективные профильные программы, сотрудничество с которыми будет наиболее эффективным.
После того, как представители индустрии оценят потенциал системы образования, можно переходить к конкретным мероприятиям по совершенствованию структуры и содержания профильного образования.
Прежде всего, необходимо оценить потребности регионального рынка в ИТ-специалистах различного профиля. Затем в сотрудничестве с представителями предприятий разрабатываются и утверждаются примерные учебные планы предпрофильной и профильной подготовки по информационно-технологическому профилю. Предприятия могут оказать как информационно-методическую, так и материальную поддержку в реализации программ.
Рассмотрим преимущества, которые получает ИТ-компания от сотрудничества с учреждениями образования:
- увеличивается число хорошо подготовленных профориентированных учащихся, что позволяет в перспективе повысить качество отбора кадров;
- возможность отслеживать перспективные кадровые ресурсы для привлечения к работе в компании;
- возможность корректировать вариативную часть образовательных программ в нужную сторону для сокращения расходов на внутрифирменное обучение;
- результаты исследовательских и творческих работ, выполненных по заказам предприятий, могут использоваться на практике.
Организационные формы сотрудничества могут быть разнообразными. ИТ-компания может войти в учебно-производственный попечительский совет, возможно заключение договора о сотрудничестве, создание специального учебного центра на базе учреждения образования как автономной некоммерческой организации с учредителями из системы образования и индустрии.
Если в результате профильного обучения, учащийся проходит сертификацию, то возможна организация контрактной подготовки специалиста в системе профильного образования на условиях трехсторонних договоров "учащийся – образовательное учреждение – работодатель".
Очень важно вовлечение учащихся в профессиональную деятельность. Для этого эффективна организация учебных и производственных практик на базе работодателя.
Развитие системы профильного образования в регионе обязательно должно сопровождаться созданием независимой системы оценки качества обучения. Соответственно, необходимо определить требования к выпускникам (региональный стандарт профильного образования). Представители работодателей могут участвовать в промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Также может развиваться система независимой сертификации учащихся.
Для учреждения образования очень важна независимая оценка его деятельности в целом (рейтинг). Разработка критериев оценки рейтинга, постоянный мониторинг текущего состояния рейтинга – эти мероприятия должны проводиться при участии работодателей.
Последняя по порядку, но очень важная область сотрудничества – целевая грантовая поддержка лучших преподавателей и учащихся, в том числе победителей конкурсов и олимпиад.
В качестве вывода еще раз представим механизмы участия предприятий и организаций по усилению степени взаимодействия:
Финансовые:
- индивидуальная спонсорская помощь одаренным школьникам по направлению профильного обучения;
- спонсорская помощь в проведении отдельных мероприятий по направлению профильного обучения (олимпиад, конкурсов и т.п.);
- спонсорская помощь в организации учебного процесса профильного обучения школьников (закупка необходимого оборудования, ПО и т.п.);
- финансирование (полное или частичное) структур профильного образования;
- соучредительство в структурах, осуществляющих профильное обучение;
- соучредительство в ресурсных и методических центрах профильного обучения.
Материальные:
- предоставление ресурсов для проведения отдельных мероприятий по направлению профильного обучения (олимпиад, конкурсов и т.п.);
- предоставление ресурсов для проведения отдельных занятий в рамках профильного обучения;
- предоставление ресурсов для проведения учебных и производственных практик по профильному обучению;
- проведение профильного обучения полностью на материальной базе работодателя;
- предоставление ресурсов для обеспечения работы ресурсных и методических центров профильного обучения.
Интеллектуальные:
- анализ рынка труда и выработка на его основе заказа на профильное обучение;
- участие в определении профилей подготовки школьников;
- участие в разработке структуры и содержания профильного обучения школьников;
- участие в разработке рабочих программ профильного обучения;
- участие в разработке аттестационных материалов по направлениям профильного обучения;
- участие представителей работодателя в проведении профориентационных мероприятий;
- участие представителей работодателя в проведении отдельных мероприятий профильного обучения (олимпиады, конкурсы и т.п.);
- участие представителей работодателя в проведении учебного процесса профильного обучения;
- участие представителей работодателя в проведении аттестационных мероприятий профильного обучения;
- участие в работе учебно-методических и научно-методических советов ресурсных и методических центров профильного обучения;
- участие в работе координационных советов по профильному обучению (совместно со структурами местной администрации и органами образования).
Предлагаемая структура профильного обучения по информационно-технологическому профилю обеспечивает профессиональное самоопределение школьников, знакомство с профессиональной деятельностью, подготовку к получению высшего образования по профилю.
|