home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

МЕТОДОЛОГИЯ МОДУЛЬНО-МАТРИЧНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

М. Антипин, А. Зоркальцев
Компания ЭлеСи

Тезисы доклада на Всероссийской конференции «Преподавание ИТ в России» (18 – 19 мая 2009 г., Йошкар-Ола)

Современная IT-компания поставлена перед необходимостью вкладывать средства в собственные разработки. Для этого необходимы ведущие технические специалисты, знающие тенденции развития предметной области, и определяющие техническую политику предприятия. Такие специалисты в любой IT-компании являются ключевыми, следовательно, вопрос о подготовке и развитии собственной технической элиты является актуальным. В этом направлении наиболее очевидны два пути решения.

Первый связан с обеспечением условий для развития перспективным специалистам предприятия. Возможная форма – подготовка диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по результатам проведенных разработок.

Второй путь заключается в дополнительном профессиональном обучении выпускников вузов и молодых специалистов. Для воспитания будущего ведущего специалиста механизм наставничества проблематичен, поскольку наставник передает обучаемому свой опыт и формирует специалиста сходной компетенции. При подготовке элитного технического специалиста в заданной области встает задача изучения и практического освоения с одной стороны инструментов и технологий, применяемых в выбранной отрасли, с другой, создаваемых продуктов и систем. Удобной организационной формой такого обучения является магистратура.

Компетенцию элитного технического специалиста можно представить в виде матрицы, в столбцах которой технологии и инструментальные средства, а в строках классы создаваемых систем. Пересечения определяют возможности, приоритеты и области наиболее целесообразного применения инструмента или технологии при создании выбранного класса систем. Перечень систем формируется исходя из интересов конкретного предприятия, и в большинстве случаев включает 4-5 позиций.

Научно-исследовательская работа магистранта должна быть связана с разработкой системы, попадающей в рамки одного из обозначенных классов. Специальные предметы магистратуры должны быть привязаны к матрице компетенции специалиста. Необходимо чередовать изучение строк и столбцов матрицы. Предлагается следующий порядок освоения: обзор систем, обзор инструментальных средств и технологий, изучение средств разработки, изучение создаваемых систем, синтез новых применений, развитие инструментальных средств.

Системность знаний и навыков обеспечивается последовательным обучением на модульной основе: один или несколько курсов интенсивно преподаются в течение 4-6 недель, после чего осуществляется контроль полученных знаний. Предложенная матрично-модульная организация учебного процесса ведет молодого специалиста к успешной реализации НИОКР.

Реализация матрично-модульной идеологии демонстрируется на примере подготовки специалиста в области разработки микропроцессорных систем на кафедре Компании ЭлеСи в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta