home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Бондарев Владимир Георгиевич (Bondarev@bsu.edu.ru)
к.н., доцент
Л.В. Мигаль (Migal@bsu.edu.ru)
Т.П. Бондарева (Bondarevat@bsu.edu.ru)
Белгородский государственный университет, г. Белгород

Аннотация
Рассмотрены вопросы, связанные с областью применения информационных технологий при проведении образовательного процесса. Особое внимание уделено методическим вопросам, наиболее актуальным при организации ИТ-подготовки специалистов непрофильных специальностей.

MODERN APPROACHES TO PERFECTION OF THE TECHNIQUE OF TEACHING OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE HIGHER SCHOOL

V.G.Bondarev (Bondarev@bsu.edu.ru)
L.V.Migal (Migal@bsu.edu.ru)
T.P. Bondareva (Bondarevat@bsu.edu.ru)
The Belgorod state university, Belgorod

Annotation
The questions connected with a scope of information technologies at carrying out of educational process are considered. The special attention is given methodical questions, the most actual at the organisation of IT Preparation of experts of not profile specialities.

В современном мире информационные технологии активно используются в профессиональной деятельности специалистов в самых различных предметных областях человеческой деятельности [1]. В тоже время, преподавание информационных технологий, в рамках высшей школы, находится не в самом лучшем состоянии. До сих пор нет четких границ, отделяющих друг о друга такие учебные дисциплины как математика, информатика и информационные технологии. Получаемые студентами знания ограничиваются узкими рамками конкретных программных продуктов, или еще удивительнее, дублируют учебный материал школьной программы по математике и информатике. По ряду специальностей преподавание информационных технологий ведется в виде дисциплин, включающих в себя одновременно нескольких предметов. Поэтому логически оправдано будет включение в учебные планы вузов, наряду с информатикой, также и дисциплины «Информационные технологии», как общеобразовательной, а не узкоспециализированной дисциплины, которая впоследствии должна быть положена в основу формирования интеллектуального потенциала будущих специалистов с учетом текущих и перспективных потребностей российской экономики.

Как и перед любой дисциплиной, особенно такой "молодой", обязательно встает вопрос: чему и как учить. Способы совершенствования методики преподавания в высшей школе дисциплины «Информационные технологии» на данный момент являются недостаточно определенными и четко классифицированными. Видимо, для начала нужно выработать общие подходы, позволяющие определить возможные направления в процессе обучения информационным технологиям в рамках непрофильных специальностей.

Для подготовки специалистов, способных эффективно применять вычислительную технику, уже сейчас необходимо выработать логически целостную систему компьютерного образования. Для этого требуется включить в состав преподаваемых дисциплин ряд практикумов и спецкурсов, учебный материал которых будет отвечать за повышение уровня знаний студентов в области ИТ-подготовки специалистов непрофильных специальностей. Анализ учебной литературы показывает, что на настоящий момент отсутствует единый подход к преподаванию информационных технологий. Подавляющее большинство пособий написано в виде справочников, что приводит к отрывистости сведений с недостаточно подробными объяснениями языковых конструкций. Кроме того, несмотря на явный уклон в математический формализм, как теоретического материала, так и приведенных заданий, в большинстве учебных пособий отсутствует описание понятий, положенных в основу соответствующей дисциплины. Необходимо также отметить, что основной упор в содержании пособий делается на изучение какого-либо языка программирования, в то же время стандартное программное обеспечение и телекоммуникационные сети либо вообще не рассматриваются, либо представлены в описательной форме.

Разнобой в изучаемых темах связан не только с отсутствием единого подхода, но и с недостатком специально подготовленных кадров, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Введение в учебные планы вузов дисциплины "Информатика", в середине 80-х годов, привело в вузы большое число людей далеких от педагогики. Многие из них со временем стали неплохими преподавателями, но только в области преподавания основ программирования. Это было в основном связано с существовавшей в то время материальной базой, с тем парком ЭВМ, который до сих пор использовался для обучения студентов. Сейчас же положение коренным образом меняется. В школы и вузы стали поступать персональные компьютеры с более широкими аппаратными и программными возможностями, которые позволяют вести преподавание на качественно ином уровне. Поэтому возникает необходимость привести в соответствие также и профессиональную подготовку преподавателей с теми задачами, которые предстоит им решать.

В рамках данного направления параллельно решается целый ряд общих и частных задач. С теоретической точки зрения это систематизация основных сведений по информационным технологиям и развитие алгоритмического стиля мышления. Сюда же входит формирование навыков структурного анализа и формализации предметных задач, а также их реализации на ЭВМ. В настоящее время для эффективной работы на персональном компьютере необходимо иметь практические навыки использования существующего программного обеспечения. Имеющееся программное обеспечение позволяет решать большое число задач, не прибегая к средствам программирования. Причем обработанная информация может быть представлена в самых различных формах, удобных для ее использования в дальнейшем. Умение студентов правильно ориентироваться в море программных продуктов, легко адаптироваться к использованию новых разработок, а также четко понимать границы их возможного применения и будет составлять вторую, по значимости, цель обучения студентов. Другими словами, второй целью стоящей перед нами является обучение студентов практической работе с различными видами программного обеспечения. Разработанный учебно-методический комплекс (УМК) должен сопровождаться лабораторными работами, большинство из которых могут быть дополнительно поддержаны контрольно-обучающими программами по соответствующим темам. Но главная и наиболее важная особенность УМК заключается не только в его целях и содержании, но и в его методической стороне. Основными методическими принципами курса должны стать:

  • самостоятельная работа студентов
  • проблемный подход в подаче практических заданий

Согласно первому принципу, методика построения курса основана на независимости обучения от сетевых возможностей аппаратуры и полностью описана в листинге лабораторной работы. Это сделано для того, чтобы студенты самостоятельно, прибегая к помощи преподавателя только в крайних случаях, могли получать необходимые знания. Руководство самостоятельной работой студентов должно стать одним из основных видов учебной деятельности преподавателя по данной дисциплине. Второй принцип, в основном, относится к практической работе студентов. Задания даются в виде исследовательских задач или проектов по разработке моделей явлений и процессов. Только через творческое преобразование информации возможно получение твердых знаний с дальнейшим самостоятельным пополнением своего интеллектуального багажа.

Литература

  1. Бондарев В. Г., Мигаль Л.В. Интернет как основа образовательного процесса. – ИТО-2003.

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta