home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ШКОЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА И СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Дженжер Вадим Олегович (vdjenjer@yandex.ru)
к. ф.-м. н., доцент
Денисова Людмила Викторовна (lv-denisova@yandex.ru)
ГОУ ВПО Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и внедрением новых общеобразовательных стандартов второго поколения. Особое внимание уделено месту информатики в этих стандартах. Намечаются пути разрешения возникших проблем.

В настоящее время Российская Академия Образования (РАО) по заказу Минобрнауки ведёт активную работу по созданию новых общеобразовательных стандартов второго поколения. Нет никакого сомнения в необходимости разработки нормативных документов, определяющих развитие российской общеобразовательной школы в современных условиях. Отдельные педагоги и учебные коллективы пытаются отойти от ЗУНовских критериев качества образования. Предпринимаются попытки создания фасилитирующих условий, использования нетрадиционных технологий, форм и методов обучения, направленных на развитие познавательной активности школьника. Пожалуй, наибольшую популярность приобрела организация проектной деятельности школьников, реализующая деятельностный подход к обучению. В основном, однако, подобная деятельность носит несистематический характер, что связано, прежде всего, с необходимостью "вместить" её в ограниченное количество учебных часов.

Одним из принципов формирования стандарта стал отказ от "минимизационного подхода", использованного при подготовке действующих стандартов и заключающегося, по всей видимости, в определении минимального уровня ЗУНов, достаточного для овладения материалом программы. В новых стандартах упор делается на овладение некоторым "фундаментальным ядром содержания общего образования" и отдельными видами деятельности, свидетельствующими о функциональной грамотности учащегося. Предполагается, что такие новшества не только приведут к организационным изменениям, но также трансформируют саму суть образовательного процесса. Нам сегодня сложно сделать обоснованные заключения о таких предположениях, поэтому остановимся подробнее на том, что можно проанализировать уже теперь, а именно на структуре Базисного учебного плана [1].

БУП состоит из трёх частей.

Инвариантная часть содержания образования обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

В полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования призван раздел Внеучебная деятельность. Предполагается, что часы, отводимые на внеучебную деятельность, будут использоваться по желанию учащихся и, в то же время, будут являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Учащимся должна предоставляться возможность выбора широкого спектра занятий, в формах, отличных от урочной системы обучения. Это экскурсии, кружки, секции, конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования и т. д. К проведению подобных занятий могут привлекаться не только учителя одного общеобразовательного учреждения, но и другие преподаватели [1].

Как же представлен в проекте стандартов второго поколения предмет "Информатика" и информационные технологии вообще?

Образовательные стандарты общего образования среди требований к освоению основных общеобразовательных программ выделяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Одним из таких метапредметных умений является информационная грамотность. Именно поэтому разработчики стандартов предприняли попытку включить информационные и коммуникационные технологии во все учебные предметы как общую образовательную технологию [2]. Предполагается, что информационные технологии будут использоваться наравне с "мелом и ручкой" при изучении всех дисциплин. Речь идёт о так называемой "информационной грамотности". Это одна из идей, развиваемых в стандарте: технологии ставятся во главу угла. Ничего не имея против информатизации образования, зададимся вопросом: а где же фундаментальное ядро информатики? Попытаемся найти его в проекте стандарта.

В начальной школе нет ни предмета "Информатика", ни предмета "Информационные технологии". Вместо этого (в одном из вариантов стандарта) имеется предмет "Технология". В примерной программе он разбит на четыре модуля. Первые три примерно соответствуют предмету "Труд" советской школы, а последний называется "Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)". Вот его содержание:

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.

Заметим ещё раз, что это план на четыре года, с первого по четвёртый класс. Возникает вопрос: а знакомы ли авторы стандарта с работами, например, С. Пейперта? И если да, то в чём именно с ним не согласны?.. Можно вспомнить и другого классика, А. Кея, который считает, что "...the media that powerfully shape our ways of thinking must be made accessible as early in life as possible".

На второй ступени (основное общее образование 5 — 9 классы) в БУПе присутствует предмет "Информационные технологии". Примерная программа для него пока ещё не разработана, но можно не сомневаться, что это будет именно "технология". В частности, небольшой раздел теоретической информатики (Математическая теория информации и модели информатики) входит в раздел "Математика".

Авторы стандарта отмечают, что "…необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала" [3]. Так получилось, что "устаревшим, второстепенным, педагогически неоправданным материалом", от которого "решительно освободились", оказалась информатика. Как это сочетается со словами из того же источника: "В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны"? Как можно давать фундаментальное образование без изучения одной из фундаментальных наук? И что делать с таким учеником, когда он поступит в вуз?

Постепенный отказ от фундаментальной подготовки, хотя и явно декларируемой в стандарте, по всей видимости, является общей образовательной тенденцией в России. С удивлением процитировала наша пресса (см., напр., [4]), что "ещё в 2007 г. министр образования А. Фурсенко посетовал на оставшуюся с советских времен косную систему в своем ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, по мнению министра, главное — взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими".

Возвращаясь к БУПу, можно выразить надежду, что большинство школ включит информатику в вариативную часть своих учебных планов. Однако, это не отменяет того неприятного факта, что ни в РАО, ни в Минобрнауки не считают информатику одной из фундаментальных наук, могущих выполнять системообразующую функцию в современном образовании.

В заключение необходимо сказать и последнем элементе БУПа. Если отбросить обиды за информатику и взглянуть на новые стандарты с точки зрения их практического использования, то именно наличие внеучебной деятельности может примирить с ними. Из всех видов такой деятельности коснёмся лишь двух. В начальной школе на внеучебную научно-познавательную деятельность стандартом отводится 2 часа в неделю, на проектную — 1 час в неделю. На второй ступени общеобразовательной на внеучебную проектную деятельность добавляется 1 час в неделю. Поскольку по замыслу разработчиков стандартов второго поколения, базисный учебный план носит ориентировочный и не категоричный характер, возможно объединение этих часов для организации единой проектной научно-познавательной деятельности: 3 часа в неделю в начальной школе и 4 часа в неделю в основной школе. Это существенная добавка для тех учителей, кто на самом деле заботится о престиже и конкурентоспособности нашей страны.

Подведём ряд итогов.

  • Разработка общеобразовательных стандартов второго поколения находится в завершающей фазе; в нескольких регионах России уже началась их апробация
  • Стандарты являются попыткой изменить существующую систему общего образования, сделать её более гибкой, личностно ориентированной, в то же время сохранив традиции фундаментальной школьной подготовки
  • Однако, эксперименты с содержанием образования требуют дальнейшего анализа педагогического сообщества. В частности, мы считаем очень опасным низведение всей информатики до технологии и превращение её только в обслуживающую дисциплину. Информатика должна быть явно включена в фундаментальное ядро наравне с другими предметами
  • Введение в стандарты вариативной части и обязательной для всех внеучебной деятельности является очень своевременным; оно позволяет ученику формировать собственную образовательную траекторию, более полно реализуя таким образом свой потенциал

Вся литература из списка доступна на сайте http://standart.edu.ru.

Исследования выполнены при поддержке Федерального агентства по образованию в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" (2009-2010 годы) (№ 3.1.2/4125).

Литература

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2008. - 25 с. - (Стандарты второго поколения)
  2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 48 с. - (Стандарты второго поколения)
  4. "Литературная газета", 8 августа 2007 г. [http://www.lgz.ru/article/1154]

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta