home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ И ИТ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ (ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, НЕПРОФИЛЬНЫХ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИНФОРМАТИКЕ)

Гужвенко Елена Ивановна (Elena_guj@list.ru)
к.пед.н., доцент
Рязанский военный автомобильный институт, г. Рязань

Аннотация
Рассматриваются особенности обучения информатике и ИТ в вузах Министерства обороны РФ.

RAINING TO COMPUTER SCIENCE AND IТ IN MILITARY HIGH SCHOOLS (FOR SPECIALITIES, NOT PROFILE IN RELATION TO COMPUTER SCIENCE)

Gujvenko Elena (Elena_guj@list.ru)

Annotation
Features of training to computer science and IТ in high schools of the Ministry of Defence of the Russian Federation are considered.

В условиях модернизации системы высшего профессионального образования, приоритетными задачами подготовки специалиста являются:

  • усиление практической направленности обучения
  • интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания различных форм, методов, средств обучения и создания индивидуальных стратегий образования с учетом способностей каждого обучаемого
  • осуществление подготовки обучаемых в условиях использования информационного ресурса глобального масштаба при реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий

Решение этих задач влечет за собой необходимость в постоянном повышении профессионального уровня, как отдельного человека, так и групп специалистов, что достигается, в том числе при обучении информатике и информационным технологиям (ИТ), а также при использовании методов и средств информатики и ИКТ в профессиональной деятельности. Обучение информатике в системе военного образования РФ является обязательной составляющей образовательного процесса, направлено на подготовку специалистов, способных эффективно использовать средства информационных технологий при решении практических задач управления войсками и оружием в боевой обстановке и повседневной деятельности. Комплекс проблем информатизации системы военного образования решается принятием определенных мер в масштабе вооруженных сил в целом, к ним относятся материально-техническое обеспечение, совершенствование информационной подготовки курсантов и слушателей, формирование информационной культуры военного специалиста.

Общими задачами подготовки по информатике в военных вузах (для специальностей, непрофильных по отношению к информатике) являются: обобщение и углубление теоретических знаний об основных положениях и методах информатики как научной дисциплины; изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров; формирование умений и навыков работы на персональном компьютере; освоение методов работы с информационными и телекоммуникационными технологиями; привитие навыков изучения и освоения методов и способов применения новых информационных технологий в профессиональной деятельности.

Особенности обучения информатике и ИТ в вузах МО РФ состоят в том, что информационная подготовка военного специалиста состоит из нескольких этапов: довузовская подготовка – занятия с желающими поступить в военный вуз, целью этого этапа является углубленное изучение школьного курса, формирование устойчивой мотивации на военно-профессиональную деятельность; базовая подготовка – занятия по информатике с курсантами и слушателями первых лет обучения, включая иностранных слушателей, проводятся с целью формирования у обучаемых мотивированного интереса к ИТ и использования их при освоении общенаучных и военно-специальных предметов; профессиональная подготовка – консультации курсантов, включает все годы учебы в вузе, предназначена расширить знания, умения, навыки по использованию ИТ при изучении общенаучных, инженерных и военных дисциплин, включая работу над дипломом; переподготовка военных специалистов по должностному предназначению – занятия на курсах повышения квалификации с офицерами, прибывшими из войск, имеет целью совершенствование знаний, умений, навыков, необходимых командиру в его профессиональной деятельности; плановые и индивидуальные занятия с адъюнктами проводятся с офицерами, выполняющими диссертационные исследования, с целью изучения и использования новых компьютерных разработок для решения задач инженерного характера.

Также существуют и особенности обучения, состоящие в различии межпредметных связей, составе ЗУН, соотношении между дидактическими единицами.

Кроме особенностей обучения информатике и ИТ, существует специфика военных вузов, она состоит в следующем:

  • во время учебы курсанты получают два образования – военное и гражданское, возникает проблема их сочетания в дидактическом процессе
  • в процессе обучения главный аспект делается на воспитание определенных качеств, необходимых военному специалисту, затем – на получение знаний
  • учебные подразделения военного вуза формируются по принципу равенства начальных потенциалов подразделений (средний балл аттестата, оценка по физической подготовке, уровень общего развития абитуриентов) без учета профессионализации – это позволяет применять типовые методики при обучении, однако не способствует эффективному обучению непрофильным дисциплинам
  • занятия могут проводиться разными педагогами в одном учебном подразделении, так как не предполагается замены одного предмета на другой в случае вынужденного отсутствия педагога и это накладывает ограничения – весь планируемый материал должен быть изложен полностью
  • наличие санкционированных пропусков плановых занятий в связи с несением курсантами воинской службы требует устранения пробелов на базе самостоятельного изучения учебного материала, что затрудняет усвоение любого учебного материала и особенно по информатике и ИТ
  • регламентирование времени, отводимого на самостоятельную подготовку к занятиям, может неблагоприятно сказаться на усвоении учебного материала, ведь часто повторение в свободное время, перед сном оказывает решающую роль в прочном фиксировании изучаемого материала
  • фиксированные часы самостоятельных подготовок к занятиям не позволяют также учитывать физиологические особенности курсантов
  • ограничивается компьютерное временя подготовки к занятиям при условии занятий на конкретном рабочем месте
  • выпускник военного вуза должен эффективно и быстро выполнять задачи управления и оперативного принятия решений в стремительно меняющейся информационной среде

Таким образом, обучение информатике и ИТ в военном вузе должно быть построено таким образом, чтобы оно с одной стороны могло служить базой для формирования основ информационной культуры будущего военного специалиста, с другой стороны специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач на различных видах занятий.

В последнее время наметилась тенденция технологизации информационной подготовки военных специалистов, при этом в системе мало внимания уделяется фундаментальным основам информатики, ее мировоззренческому значению. При таком подходе изучаются не столько основы информатики, сколько средства информатизации. Очевидно, что углубление технологической направленности не может быть беспредельным, так как, в конечном счете, оно натолкнется на естественные ограничения, порожденные отсутствием или недостаточностью фундаментальных знаний. Давно известно, что менее всего стареют фундаментальные знания, именно по этому обучение в вузе должно проводиться на основе такого рода знаний – все это в полной мере относится и к информационной подготовке военных специалистов. Прикладная же сторона использования информационных технологий, необходимых военному специалисту, должна опираться на его фундаментальную теоретическую подготовку.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta