home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Клейносова Надежда Павловна (klnp_pl39@mail.ru)
аспирант
Институт информатизации образования Российсий академии образования, г. Рязань

В современных исследованиях, посвященных вопросам информатизации профессионального образования, отмечается, что одной из важнейших задач повышения качества обучения является подготовка компетентного специалиста. Компетентность специалиста проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого. [1, 2, 3]. В частности, информационная компетентность представляет собой систему знаний, умений, навыков и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающую высокий уровень информационной деятельности и информационного взаимодействия специалиста. Поскольку информационная компетентность имеет деятельностную природу, считаем, что формирование информационной компетентности возможно при реализации деятельностного подхода к обучению информатике и информационным технологиям. Деятельностный подход к обучению представляет собой такой способ организации учебного процесса, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности, при этом субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности.

В основу теоретического исследования положено методологическое направление теории деятельности, основные положения которого изложены в работах Г.П.Щедровицкого и его последователей [4, 5]. Нами разработана модель реализации деятельностного подхода к обучению информатике и информационным технологиям. В рамках модели обучаемый признаётся субъектом деятельности, причём усвоение содержания обучения, развития личности и формирование информационной компетентности студента происходит в процессе активной деятельности обучаемого и предполагает обязательную рефлексию.

В процессе изучения информатики и информационных технологий основным видом деятельности обучаемого является информационно-учебная деятельностью, направленная на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе выполнения учебных заданий и решения познавательных задач с использованием средств ИКТ для регистрации, сбора, обработки, хранения, передачи, тиражирования информации об изучаемых объектах, процессах и явлениях [6].

Целью реализации модели является подготовка специалиста, обладающего информационной компетентностью, основными задачами: формирование у обучаемых владения основными компонентами информационно-учебной деятельности (гностическим, проектировочным, коммуникативным, конструктивным); выработка умений, навыков и способов деятельности для решения профессиональных задач с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; формирование потребности и развитие способностей к дальнейшему саморазвитию и самообучению. По нашему мнению, решению этих задач будет способствовать система принципов, положенных в основу модели. К общедидактическим принципам отнесём принципы научности, доступности, сознательности, наглядности, системности. К частнодидактическим принципам — принципы полифункциональности, рефлексии, активности, проектирования, технологичности, мобильности и профессиональной направленности.

Для успешной реализации модели необходимо учитывать аспекты деятельностного подхода к обучению: содержательный (определяет включение в обязательный образовательный минимум содержания образования определённых способов информационно-учебной деятельности, технологий и ключевых компетенций, которыми необходимо овладеть обучаемому); технологический (учебная задача формулируется в виде системы действий, направленной на получение продукта, с учётом рассматриваемых в задаче объектов информационно-учебной деятельности, определяя её направление); субъектный (определяет личностные качества и способности, формируемые с помощью различных видов информационно-учебной деятельности).

Для проверки гипотезы об эффективности формирования информационной компетентности при обучении информатике и информационным технологиям для реализации концепции на основе деятельностного подхода был разработан авторский учебно-методический комплекс (УМК), в основу построения которого был положен блочно-модульный принцип организации учебного материала, в каждом блоке выделены информационно-обучающий; тренировочный; справочный; контролирующий модули, подробно описан состав и структура каждого модуля. Сформулированы организационно-методические требования к созданию УМК: в основу информационно-обучающего блока положена система обучающих задач, при этом используется организация учебной деятельности на основе функциональной структуры деятельности (объективная, субъективная и рефлексивная часть); учебный материал в информационном модуле соответствует требованиям системности и структурной целостности, лаконичности и информативности, тренировочный модуль обеспечивает отработку практических навыков и умений и систематическую обратную связь; модуль контроля обеспечивает обоснованное оценивание результатов учебной деятельности обучаемых; организация практического занятия необходимо обеспечить дидактическими материалами и средствами ИКТ с учетом цели занятия, места и времени использования учебного задания.

В ходе педагогического эксперимента проведена комплексная оценка различных показателей:

  1. Показатели уровня обученности, отражающие степень сформированности гностического (познавательного) компонента информационно-учебной деятельности позволили оценить полноту знаний обучаемых (измерялись как отношение количества правильных ответов к общему числу вопросов тестов)
  2. Показатели уровня освоения конструктивного компонента информационно-учебной деятельности позволили оценить степень выработки умений, навыков и способов деятельности, необходимые для решения профессиональных задач с использованием средств ИКТ. Показатели рассчитывались как отношение правильно произведённых операций к общему числу операций за определённое время
  3. Результаты освоение проектировочного и коммуникативного компонентов информационно-учебной деятельности определялись с помощью качественной оценки по результатам наблюдений за ходом разработки и реализации индивидуальных практикоориентированных проектов, оценке выпускных квалификационных работ, самооценке по результатам анкетирования, оценке независимых экспертов (представление проектов в конкурсах, на семинарах и конференциях). Для отбора материала активно использовались информационные ресурсы Интернет, при реализации проектов активно использовались ранее изученные информационные технологии и мультимедийные возможности средств ИКТ. Уровень объективности оценки знаний измерялся с помощью методов математической статистики
  4. Отмечена потребность участников эксперимента к дальнейшему саморазвитию и самообучению, стремление проявить себя в реализации различных проектов, что подтверждают дипломы победителей и призёров на региональных конкурсах, участие в программах дополнительного образования IT-Academy, проекте «Открытый мир информационных технологий», онлайновом тестировании по программе ECDL — European Computer Driving Licence (международные компьютерные права). Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о том, что реализация деятельностного подхода к обучению информатике и информационным технологиям способствует формированию информационной компетентности специалиста

Литература

  1. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Проблемы повышения профессионализма педагогов // Вопросы психологии. -1989. -№5. –с.185-186
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. :НИИ школьных технологий, 2005, - 208 с
  3. Татур Ю.Г. "Компетентностный подход в описании результатов проектирования стандартов высшего профессионального образования" М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
  4. Щедровицкий Г.П. Избранные труды, М.: Шк. культ. политики», 1995, с. 800
  5. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. –М.: АПКиППРО, УМЦ "Школа 2000…", 2006. -92с
  6. Роберт И.В. теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты).- М.: ИИО РАО, 2008.-274 с

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta