home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ «РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИКТ-СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА»

Ольга Максимовна Корчажкина (olgakomax@gmail.com)
к.т.н.
ГОУ Центр образования № 1678 "Восточное Дегунино" СОУО ДО г. Москвы

Данный курс предназначен для учителей средних школ, обучающихся в системе профессиональной подготовки и/или переподготовки педагогических кадров (повышения квалификации), – преподавателей предметов гуманитарного цикла: русского и иностранного языков, отечественной и зарубежной литературы и истории, естествознания, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, материальных технологий. Кроме того, он может оказаться полезным для преподавателей, а также для студентов колледжей и ВУЗов, обучающихся на факультетах педагогических специальностей гуманитарного профиля.

Приступая к освоению курса, слушатели должные иметь средний или продвинутый уровень пользователя персонального компьютера (ПК), что предполагает владение навыками работы в офисных приложениях: текстовом редакторе Word, графическом редакторе Paint, редакторе презентаций PowerPoint, а также в сети Интернет. Кроме того, предполагается, что слушатели обладают навыками работы с соответствующим оборудованием (принтером, сканером, мультимедийным проектором).

Актуальность разработки курса продиктована задачами, стоящими перед учителем-предметником в условиях информатизации образования, а именно: необходимостью разработки авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для мультимедийного сопровождения занятий в классно-урочной системе и системе внеклассных занятий и мероприятий. Имеющиеся в большом количестве на образовательном рынке ЭОР, созданные отечественными и зарубежными компаниями, не всегда удовлетворяют целям, задачам или содержанию конкретного урока, методическому подходу, или профессиональной концепции, которых придерживается учитель. Кроме того, иногда бывает невозможно найти ресурс, подходящий тематически. Во всех перечисленных случаях учитель должен уметь создавать самостоятельно необходимые ему электронные ресурсы.

Данный курс предлагает решение, способное предоставить учителю-предметнику, не являющемуся специалистом в области ИКТ, возможность создания качественных интерактивных ЭОР, способное обеспечить профессиональную автономию учителя, его независимость от учителя информационных технологий. Во время прохождения курса слушатели учатся создавать интерактивные электронные материалы учебного назначения на базе доступного для освоения приложения MS PowerPoint с элементами встроенного языка объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Applications (VBA). Путём размещения на поле слайда программируемых элементов управления, а также кнопок вызова аудио- и видеофайлов, прошедших подготовительные операции с помощью специальных программ редактирования медиаобъектов, слушатели обучаются созданию программных продуктов, которые способны решать интерактивные образовательные задачи, превращая тем самым традиционные, не имеющие интерактивных свойств, «презентации» в полноценные ЭОР.

Кроме того, в настоящее время согласно Федеральной целевой программе развития образования создаётся коллекция ЭОР нового поколения, представляющая собой беспрецедентный по объёму и качеству методического и программного исполнения гиперресурс, который включает электронные модули по всем предметам школьной программы. Эти модули, называемые открытыми образовательными модульными мультимедиа системами (ОМС), можно найти в сети на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru).

Из этих ресурсов, как из кирпичиков, можно создавать полноценные авторские ЭОР или разработки к отдельным урокам, поскольку структура каждого электронного предметно-ориентированного учебного модуля включает все необходимые дидактические компоненты: модуль получения информации (И-тип), модуль практических занятий (П-тип) и модуль контроля (К-тип).

Однако учителя-предметники в большинстве своём либо не знают о существовании данных ресурсов, либо не умеют ими пользоваться, т.е. включать его в свои уроки или внеклассные мероприятия. Поэтому актуальной представляется ещё одна задача: научиться использовать созданные ресурсы федеральных порталов в своей профессиональной деятельности, а также адаптировать их под решение конкретных образовательных задач.

Ожидаемая эффективность внедрения данной программы базируется на востребованности в современных условиях информатизации образования инновационных подходов к подготовке ИКТ-компетентных учителей-предметников, носителей профессиональной культуры нового типа. Учителей, способных использовать ИКТ для переосмысления и творческого обновления всех сторон учебного процесса, что должно привести к изменению содержания их профессиональной деятельности и оказать существенное влияние на эффективность их работы.

Если говорить о месте данного курса в системе профессиональной подготовки учителей-предметников в области ИКТ, то он является естественным переходом между двумя необходимыми этапами такой подготовки:

  • техническим этапом, когда решается задача освоения ИКТ на уровне активного пользователя ПК и разработчика несложных учебных материалов в виде текстов (на базе приложения MS Word) и таблиц (на базе приложения MS Excel), презентаций (на базе приложения MS PowerPoint), а также редактирования изображений (на базе приложения Paint) использования ресурсов сети Интернет
  • предметным этапом, который решает задачу использования дидактических возможностей ПК и применения ЭОР в учебном процессе

С одной стороны, в данном курсе уделяется большое внимание техническим вопросам: формированию и развитию навыков работы на языке программирования VBA, редактированию изображений, созданию медиаобъектов, оформлению слайдов, настройке действия, сложным компонентам анимации и управлению ресурсом. С другой стороны, создаваемый слушателями программный продукт решает конкретные дидактические задачи в определённой предметной области: это может быть электронное наглядное или учебное пособие, интерактивные демонстрационные материалы, электронный справочник, мультимедийные разработки отдельных уроков или циклов уроков, мультимедийные переложения известных учебников в полиграфическом исполнении и/или их разделов, сборники упражнений, тренажёры, викторины, тесты различных форматов с выводом правильных ответов и подсчетом очков и т.п.

Таким образом, данный курс совмещает технический этап по обучению операциям с медиаобъектами и началам программирования с предметным – решением дидактических задач по созданию интерактивных авторских учебных материалов, необходимых учителю-предметнику в его профессиональной деятельности.

Цель курса

Данный курс предполагает формирование профессиональной ИКТ-компетентности учителя-предметника как разработчика интерактивных ЭОР (на базе программной среды MS PowerPoint с элементами VBA), а также использование и адаптацию ОМС с сайта ФЦИОР с целью их внедрения в процесс обучения дисциплинам гуманитарного цикла.

Задачи курса

По окончании курса учитель-предметник должен овладеть следующими навыками:

  1. осуществлять монтаж звуковых и видеофайлов:
    • изменять формат звукового файла
    • выделять звуковую дорожку из видеофайла и записывать ее в виде звукового файла
    • редактировать (производить «нарезку» и объединение) звуковые файлы
    • производить «нарезку» видеофайлов на фрагменты и объединять несколько видеофайлов
    • стирать русскую или иноязычную звуковую дорожку в дублированном видеофайле
    • производить замену звуковой дорожки в видеофайле
  2. создавать привлекательный интерфейс мультимедийных разработок на базе авторских шаблонов оформления, включать в создаваемый ресурс аудио и видеофайлы
  3. создавать компоненты мультимедийных разработок с помощью непрограммируемых элементов управления действиями:
    • управляющих кнопок для оформления гиперссылок или запуска аудио-, видеофайлов, смены слайдов и т.п.
    • всплывающих подсказок
    • полей для ввода текста с клавиатуры
    • полос прокрутки для текстов большого объема
    • неактивированных переключателей типа «флажок» и «радиокнопка»
  4. программировать на языке VBA:
    • создавать процедуры для обработки событий связанных со стандартными элементами управления
    • использовать свойства элементов управления для формирования интерактивных элементов на слайдах
  5. оперировать ОМС с сайта ФЦИОР:
    • пользоваться поисковой системой, загружать и классифицировать загруженные файлы ОМС
    • адаптировать файлы, допускающие редактирование, под конкретные цели и образовательные задачи и умениями:
      1. разрабатывать концепцию и дидактическую план-карту создаваемого ЭОР
      2. осуществлять электронную реализацию создаваемого ресурса: информационные блоки и блоки тренировочных упражнений и заданий
      3. включать разработанные авторские ресурсы в учебный процесс

Гипотеза курса

Ожидается, что по окончании курса слушатели смогут самостоятельно разрабатывать интерактивные учебно-методические программные продукты для мультимедийной поддержки проводимых ими уроков и внеклассных занятий по гуманитарным дисциплинам.

Нормативный срок освоения курса – 36 академических часов работы в компьютерном классе с внеклассной поддержкой в виде самостоятельной работы слушателей. Курс состоит из двух разделов – вводного, теоретического (6 час.), и основного, практического (30 час.).

Первый блок теоретического раздела (4 час.) посвящен рассмотрению психолого-педагогических аспектов внедрения ИКТ в учебный процесс, проблем, связанных с профессиональной адаптацией учителей-предметников к работе в условиях информатизации, и вопросам их целевой подготовки в области ИКТ. Во втором блоке теоретического раздела (2 час.) уделяется внимание общим вопросам внедрения ИКТ в учебный процесс, использованию ЭОР на уроках и внеклассных занятиях, обсуждаются концепция и содержание курса, а также основные принципы и правила создания ЭОР и дидактические возможности ОМС с сайта ФЦИОР.

Практический раздел курса состоит из пяти тематических блоков и итогового двухчасового занятия по технико-методической подготовке к защите разработанного программного продукта.

Занятия первого блока (2 час.) посвящены предварительной методической разработке итогового программного продукта: замыслу, постановке методической задачи и составлению плана-карты продукта на основе отобранного слушателями учебного материала.

Второй блок (6 час.) посвящен обучению подготовительным операциям по монтажу аудио- и видеофайлов, необходимым для дальнейшего их включения в программный продукт.

Третий блок (6 час.) преследует цели ознакомления слушателей с требованиями эргономичности ЭОР, настройке действия с помощью управляющих кнопок, созданию всплывающих подсказок, текстового поля, полосы прокрутки, а также типам и свойствам элементов управления.

В четвёртом блоке (10 час.) слушатели получают навыки программирования на языке VBA с целью реализации интерактивных свойств элементов управления: полей для ввода текста, переключателей, командных кнопок и создания на их основе упражнений, проверочных заданий, викторин, тестов и т.п. как необходимых составляющих ЭОР.

Блок 5 (4 час.) посвящён изучению ОМС из коллекции ФЦИОР, адаптации (редактированию) ресурсов и их включению в разрабатываемые программные продукты.

Курс завершается защитой итогового проекта – разработанного слушателями программного продукта по своему предмету согласно начальному замыслу – и обсуждением полученных результатов (в рамках дополнительного учебного времени, зависящего от количества слушателей в группе).

В данном курсе предусмотрены три вида контроля – текущий мониторинг, осуществляемый преподавателем во время практических занятий, промежуточный, по окончании каждого блока практической части курса, кроме первого, и итоговый – по окончании освоения всего курса.

Цель промежуточного контроля – проверка полученных слушателями навыков в освоении пошаговых подготовительных процедур (Темы 2 и 3), навыков программирования на языке VBA (Тема 4), а также навыков работы с ОМС из коллекции ФЦИОР (тема 5). Форма контрольных заданий – решение практических задач с пошаговым пояснением проделанных операций.

Итоговый контроль осуществляется с целью оценки полученных слушателями навыков и умений по созданию программных продуктов учебного назначения с элементами анимации, интерактивного управления ресурсом, разнообразными заданиями и упражнениями, тестами различных форматов, вызовом необходимых аудио- и видеоматериалов непосредственно со страниц ресурса, а также включения ОМС из коллекции ФЦИОР в разрабатываемые ресурсы.

Курс «Разработка мультимедийных учебных материалов для ИКТ-сопровождения предметов гуманитарного цикла» включён в перечень курсов повышения квалификации Московского института открытого образования (МИОО) на 2009-2010 уч. год. Полный текст программы курса можно найти на сайте http://flmoscow1678.ucoz.ru в разделе «Учебно-методические материалы».


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta