home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ПРОПЕДЕВТИКА ОСНОВ ИНФОРМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Королева Анна Владимировна (k_anytka@mail.ru)
аспирантка, учитель информатики
Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево Московской области

«Пропедевтика основ информатики в 5-6 классах» – это моя тема самообразования, проблема, над которой я работаю второй год.

В начале напомню значение некоторых терминов:

Пропедевтика – предварительная подготовка, предшествующая более глубокому изучению предмета.

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых учащимися для сбора, обработки и распространения информации.

Информатизация – внедрение ИКТ во сферы деятельности человека.

Коммуникация – взаимодействие людей, в процессе общения между которыми происходит обмен разного рода информацией.

Информационное общество – общество, владеющее навыками использования различных технических устройств.

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ приобретает все большую значимость. Сегодня общепризнанной является мысль о том, что изучение информатики в школе способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных и коммуникационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Согласно Федеральному базисному учебному плану ОУ РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в основной школе в 7-9 классах, но за счет регионального и школьного компонентов базисного учебного плана, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-6 классах.

Рисунок 1

Более того, по мнению ведущих отечественных специалистов: Е.А. Ракитиной, А.А. Кузнецова и С.А. Бешенкова в настоящее время сложились все условия для внедрения в школу непрерывного курса информатики и ИКТ: сформировано научно обоснованное содержание общеобразовательного курса информатики и накоплен положительный опыт преподавания информатики в младшей школе (авторы учебных пособий по информатике для начальной школы – Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, А.В. Горячев, Н.В. Матвеева и др.).

Курс "Информатика и ИКТ" в 5-6 классах – это пропедевтический курс, который рассчитан на 68 часов (1 час в неделю, 34 часа в год). В прошлом году я вела кружок в 5-х классах и именно на кружке я ввела этот пропедевтический курс. Тематическое планирование курса составлено на основании программы по информатике Н.В. Макаровой.

На занятиях пользуюсь 3 учебными пособиями из учебно-методического комплекта по информатике под редакцией профессора Н.В. Макаровой, рекомендованного МО России к использованию в учебном процессе на 2007/08 и 2008/09 учебный год.

Цели курса

  • дать учащимся начальные знания в области информатики (понятие информатики, ПК и его составляющие, информационные процессы)
  • обучить их работе на компьютере в системной среде Windows
  • со стандартной программой ОС Windows – Калькулятором
  • в тестовом редакторе Блокнот
  • в графическом редакторе Paint
  • а также в среде программирования ЛогоМиры

На мой взгляд, именно среда программирования ЛогоМиры позволяет расширить кругозор учащихся, способствует развитию алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала, самостоятельности моделирования различных конструкций, выработке целеустремлённости в создании и разработке чего-то нового, необычного.

На занятиях, учитывая индивидуальные способности ребят и их желание, использую следующие методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практические задания и упражнения для самостоятельной работы, которые предлагаются во второй части учебника.

Для реализации федеральной целевой программы правительства РФ "Развитие информатизации в России на период до 2010 года" в образовательном процессе используют различные современные образовательные технологии, одной из которых является технология проектов.

Поэтому на кружковых занятиях практическая часть курса «Информатика и ИКТ» направлена на разработку проектов в ЛогоМирах. Так как считаю, что именно проекты способствуют персонализированному обучению. Ведь нельзя дать всем детям в классе одинаковые задания, неизбежно даются разные подходящие под каждого конкретного ученика проекты, которые позволяет отследить формирование умений правильно строить компьютерные программы, а также позволяют тренировать простейшие навыки ученика работы с компьютером. Таким образом, позиция ученика становится существенно более творческой.

Выводы

  • Пропедевтический курс по информатике в 5-6 классах необходим, так как он способствует подготовке к восприятию и освоению основных понятий школьного курса информатики
  • В пропедевтическом курсе информатики происходит отработка элементарных знаний, умений и навыков работы с компьютерной техникой
  • Пропедевтический курс направлен на усиление межпредметных связей в школьном образовании
  • Пропедевтический курс способствует развитию творческой и самостоятельной работы учащихся

Я процитирую слова ученика 2 класса одной из китайских школ: «Не умеешь пользоваться компьютером – будешь неграмотным в XXI веке». Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми ИКТ и мы, учителя информатики, обязаны помочь ученикам стать гражданами информационного общества.

Тематическое планирование учебного материала по пропедевтическому курсу в 5-6 классах по Н.В. Макаровой
№ урока № темы Название темы Кол-во часов
Раздел 1. Учимся работать на компьютере
1 1.1 Человек и компьютер 12
2 1.2 Рабочий стол в реальном и виртуальном мире
3 1.3 Компьютерная помощница – мышь
4 1.4 Меню: возможность выбора
5 1.5 Начните работу с нажатия кнопки Пуск
6 1.6 Окно в компьютерный мир
7 1.7 Клавиатура – инструмент писателя
8 1.8 Набор и редактирование текста
9 1.9 Что скрывается в строке меню
10 1.10 Действия с фрагментом текста
11 1.11 Калькулятор – помощник математиков
12 1.12 Один помощник – хорошо, а два – лучше
Раздел 2. Компьютерная графика
13 2.1 Инструменты для рисования 22
14 2.2 Компьютерная графика
15 2.3 Создание компьютерного рисунка
16 2.4 Настройка инструментов
17 2.5 Редактирование компьютерного рисунка
18 2.6, 2.7 Фрагмент рисунка, сборка рисунка из деталей
19 2.8, 2.9 Как открыть и сохранить рисунок
20 2.10 Построение с помощью клавиши Shift
21 2.11 Эллипс и окружность
22 2.12, 2.13 Что такое пиксель, пиктограмма
23 2.14, 2.15 Откуда произошло слово «алгоритм», алгоритмы в нашей
24 2.16, 2.17 Компьютер и алгоритмы, какие бывают алгоритмы
25 2.18 Действия с фрагментом рисунка
26 2.19 Повторяющиеся действия в алгоритмах
27 2.20 Повторяющиеся элементы вокруг нас
28 2.21 Конструирование из мозаики
29 2.22 Меню готовых форм
30 2.23 Конструирование из кубиков
31 2.24 Моделирование окружающего мира
32 2.25 Учебные модели
33 Повторение изученного материала
34 Проверочная практическая работа
Раздел 3. Среда программирования ЛогоМиры
35 3.1 Знакомство со средой ЛогоМиры 34
36 3.2 Пробы пера
37 3.3 Первые итоги
38 3.4 Черепашка меняет облик
39 Создание новых форм
40 3.5 Учим Черепашку двигаться
41 Работа с Личной карточкой Черепашки
42 3.6 Весь мир – театр
43 3.7 Микромир наполняется обитателями
44 Создание проекта прямолинейного движения Черепашки
45 3.8 Черепашка идет по компасу
46 Создание проекта движения Черепашки по компасу
47 3.9 Движение усложняется
48 Создание проекта криволинейного движения Черепашки
49 3.10 Первая анимация
50 Создание проекта с использованием анимации
51 3.11 Что можно моделировать в ЛогоМирах
52 3.12 Черепашка-ученица
53 Работа с Листом программ
54 3.13 Как оформить программу
55 Работа с Листом программ
56 3.14 Нужен ли вечный двигатель
57 Создание проекта с использованием команды «повтори»
58 3.15 Что показывают датчики
59 3.16 Для чего Черепашке датчики
60 Создание проекта с использованием датчиков
61 3.17 Учимся командовать «с умом»
62 3.18 Приборная панель
63 Изучение компонентов приборной панели
64 3.19 Случай – душа игры
65 Разработка собственного проекта
66 Разработка собственного проекта
67 Повторение изученного материала
68 Проверочная практическая работа

Литература

  1. Информатика и ИКТ. Начальный уровень. Учебник под редакцией Н.В. Макаровой. – Питер, 2008.
  2. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию//ИНФО-2004-№2.
  3. Макарова Н.В. и др. Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Учебник (базовый уровень). – СПб.: Питер, 2006.
  4. Макарова Н.В. Программа по информатике. Системно-информационная концепция к комплекту учебников по информатике. 5-11 класс. – Питер, 2006.
  5. Ракитина Е.А. Теоретические основы построения концепции непрерывного курса информатики. – М.: Информатика и образование, 2002.
  6. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО "Московские учебники", 2004.

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta