home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

МНОГОУРОВНЕВАЯ И МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Козлов Олег Александрович (ole-kozlov@yandex.ru)
д.п.н., профессор
ИИО РАО, г. Москва

Современное информационное общество периода массовой, глобальной коммуникации предъявляет новые требования к подготовке кадров сферы образования в вопросах применения и продуцирования информационного ресурса Интернет, освоения методов и средств информационного взаимодействия в локальных и глобальной сетях, реализации возможностей средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе самостоятельного извлечения и представления знаний. Востребованными становятся педагогические кадры, умеющие работать в условиях использования распределенного информационного ресурса информационных сетей, способные принять ответственность за реализацию возможностей средств ИКТ в своей профессиональной деятельности, готовые к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня, адекватно современным тенденциям развития информационного общества.

Минобразованием РФ утверждены восемь специализаций для подготовки студентов педвузов в области организации информатизации образования как для специальности "Информатика", так и для специальностей "Организация информатизации специального образования", "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования" и "Специальная психология". Кроме того, Минобразованием РФ утверждена программа дисциплины "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" в предметном блоке специальности "Информатика", а программа "Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" вошла в стандарт педагогического образования как модуль дисциплины "Теория и методика обучения предмету в соответствии со специальностью".

В рамках междисциплинарных специальностей подготовка специалиста в области информатизации образования возможна по специальности "Прикладная информатика в образовании".

Однако, для руководителей учебного заведения, организаторов образовательного процесса и персонала, обеспечивающего технико-технологическую поддержку информатизации образования в учебном заведении, подготовка вообще не проводится, в том числе и в рамках системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы образования.

Некоторые коммерческие организации (например, "Федерация Интернет-образование", "Интел", Общество "Знание" и др.) проводят обучение учителей в области применения средств ИКТ для ведения делопроизводства, создания презентаций по различным учебным предметам, в области технологических приемов использования Интернет. Такое обучение охватывает, в основном, технико-технологические аспекты, в связи с чем является лишь необходимым, но не достаточным условием подготовки педагогических кадров. Кроме того, подобным образом организованная подготовка не охватывает все категории специалистов сферы образования (учителя школ, преподаватели учебных заведений среднего профессионального образования, администрация учебного заведения, организаторы учебно-воспитательного процесса, персонал, обеспечивающий технико-технологическую поддержку процесса информатизации образования).

Таким образом, анализ подготовки педагогических кадров в области информатизации образования показывает, что в настоящее время отсутствуют какие бы то ни было теоретические основания для организации такого рода подготовки в сфере отечественного образования. Каждый отдельный подход к подготовке кадров не основывается на теоретической базе, а представляет собой случайным образом составленные программы, в основном ориентированные, как уже было сказано выше, на технико-технологические аспекты применения средств ИКТ в деятельности учителя или администратора учебного заведения.

Подготовка кадров информатизации образования как научное направление и практическая деятельность в настоящее время ориентировано на разработку содержания и методики подготовки педагогических кадров, работающих в условиях информатизации общества массовой глобальной коммуникации, способных осуществлять информатизацию в учебном заведении, компетентных в области реализации основных направлений информатизации образования, так и прикладных аспектов применения средств ИКТ в своей профессиональной деятельности.

В связи с вышеизложенным, необходимо обеспечить любому специалисту сферы образования подготовку в области информатизации образования, использования средств ИКТ в его профессиональной деятельности, которая будет гарантировать необходимый уровень информационной культуры члена современного информационного общества и определенный уровень профессиональной подготовки, ориентированной на специалиста определенного профиля сферы образования.

Кроме того, подготовка кадров информатизации образования должна носить дифференцированный характер в зависимости от многих условий (профиль учителя-предметника, уровень решения управленческих задач, обязанности организатора учебно-воспитательного процесса, проблемы, решаемые ответственным за технико-технологическую поддержку процесса информатизации образования и пр.).

В связи с вышеизложенным определены общепедагогические принципы подготовки специалистов в области информатизации образования:

  • инвариантность базовой подготовки относительно профессиональной направленности специалиста учебного заведения, ее ориентация на информационный, коммуникационный, общекультурный аспекты, адекватно современному уровню развития информационного общества
  • специализация профильной подготовки специалиста учебного заведения, ее ориентация на реализацию возможностей средств ИКТ и особенностей их применения в конкретной профессии
  • дифференцированность подготовки, ее ориентация на личностные предпочтения, профессиональные потребности и особенности обучающегося

Многоуровневость подготовки следует рассматривать как в рамках подготовки специалистов, так и бакалавров и магистров в области информатизации образования, по следующим уровням:

  • аспирантура и докторантура по специальности "Информатизации образования"
  • первое высшее образование (или бакалавриат-магистратура) для специальности педагогических вузов "Информатка" по специализации "Организация информатизации образования в учебном заведении"
  • первое высшее образование (или бакалавриат-магистратура) по междисциплинарной специальности "Прикладная информатика (в образовании)" для студентов университетов и педагогических вузов с правом получения квалификации "инфорамтик-аналитик" в области информатизации образования
  • второе высшее образование (или бакалавриат-магистратура) по прикладной информатике и информатизации образования для администрации, учителей и преподавателей системы общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования по специализации "Организация информатизации образования в учебном заведении"
  • дополнительное образование для учителей и студентов старших курсов в области прикладной информатики и информатизации образования
  • дополнительное образование для специалистов сферы образования с начальным или средним специальным образованием (оператор, техник-лаборант кабинета, оснащенного средствами ИКТ), а также для студентов техникумов профиля "Информатика и вычислительная техника" по специальностям: "Мастер производственного обучения по ИКТ", "Техническая поддержка процесса информатизации образования"
  • дополнительное образование для студентов колледжей профиля "Учитель начальной школы" по специальности "Методист-организатор информатизации образования в школе"

Таким образом, инфраструктура комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования, охватывает: начальное, среднее и высшее профессиональное образование; послевузовское и дополнительное образование в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.

Многопрофильная подготовки реализуется в следующих направлениях:

  • применение средств ИКТ в профессиональной деятельности специалистов сферы образования (учитель-предметник, психолог, библиотекарь, администратор учебного заведения, организатор образовательного процесса и др.)
  • организация процесса информатизации образования в учебном заведении
  • решение нормативно-правовых и инструктивно-методических проблем информатизации образования
  • автоматизация процессов контроля и оценки знаний, умений и навыков обучаемых, в том числе текущих

Кроме того, профилизация подготовки осуществляется:

  • по профилям учебных дисциплин для учителей-предметников
  • по организационно-управленческим, нормативно-правовым и инстуктивно-методическим проблемам для организаторов процесса информатизации образования
  • по технико-технологическим аспектам поддержки процесса информатизации образования в учебном заведении

Таким образом, специалисты сферы образования (учитель-предметник или преподаватель, методист-организатор информатизации образования в учебном заведении, зам. директора по вопросам информатизации образования, администратор учебного заведения, зав. библиотекой, техник-лаборант компьютерного класса и др.) должны иметь возможность проходить подготовку в области информатизации образования или в области систематического повышения квалификации. Дефицит преподавательских кадров, компетентных в вопросах информатизации образования, возможно пополнять при систематически организуемой на Федеральном и региональном уровне комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации образования.

Направления сотрудничества Института информатизации образования (ИИО) РАО с регионами РФ.

  1. Участие в разработке фундаментальных исследованиях РАО в рамках Программ:
    • "Модернизация профессионального образования"
    • "Развитие информатизации отечественного образования в здоровьесберегающих условиях"
  2. Организация экспериментальной площадки РАО для выполнения опытно-экспериментальной работы в рамках проведения фундаментальных исследований
  3. Организация испытательной лаборатории при Органе добровольной сертификации "Аппаратно-программные и информационные комплексы образовательного назначения" (АПИКОН) при ИИО РАО для осуществления экспертизы и сертификации педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ
  4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области информатизации образования для:
    • начального профессионального образования
    • среднего профессионального образования
    • высшего профессионального образования
    • аспирантура, докторантура (очная, заочная, соискательство)
  5. Проведение НИР и НИОКР в области разработки концепции информатизации образования региона, района, города или отдельного учебного заведения и программы её реализации


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta