home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДКАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ"

Лавина Татьяна Ароновна (tlavina@mail.ru)
ГОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева", г. Чебоксары

Аннотация
Работа посвящена подготовке методистов-организаторов информатизации образования, подготовка которых ведется в рамках специализации 030109 — "Организация информатизации образования". Раскрываются цели и содержание дисциплины.

Методист-организатор информатизации образования (специализация 030109 — «Организация информатизации образования») выполняет функции организатора, координатора процесса информатизации образования в учреждении среднего уровня образования. Для эффективного осуществления всех функций, связанных с использованием средств ИКТ в образовательном процессе, он должен обладать высоким уровнем фундаментальной подготовки в области информатики, а также иметь необходимые психолого-педагогические знания. Организатору информатизации образования в школе приходится решать множество разнообразных задач и одной из важнейших на сегодняшний день является задача внутришкольной подготовки учителей в области применения средств ИКТ. Рассмотрим, в чем состоит актуальность этой задачи.

Наличие педагогических кадров и других специалистов сферы образования, способных решать весь комплекс задач, стоящих перед школой в условиях целенаправленно организованного процесса информатизации образования, является сегодня одним из факторов конкурентоспособности школы. Педагогические кадры — это носители идей обновления, модернизации образования на базе реализации возможностей средств ИКТ.

Анализ существующих тенденций подтверждает вывод о том, что знания сейчас устаревают значительно быстрее, чем раньше. Таким образом, даже если в педвузе студентами-будущими педагогами и была получена соответствующая подготовка в области информатизации образования, она устаревает и необходима непрерывная подготовка (самостоятельная и специально организованная) в этой области. Многие исследователи отмечают необходимость совершенствования существующей системы подготовки педагогических кадров, пересмотра содержания и создания новых форм и методов обучения взрослых на основе современных достижений в области информатики и ИКТ.

На наш взгляд, одной из прогрессивных форм переподготовки педагогических кадров является их обучение в системе внутришкольной подготовки. Не умоляя важность изучения вопросов, связанных с различными аспектами применения средств ИКТ, в педвузе и в рамках системы повышения квалификации работников образования, отметим, что, во-первых, внутришкольная подготовка происходит в конкретных условиях функционирования информационной сети образовательного учреждения; во-вторых, подготовка педагогических кадров происходила в разный временной период (часть не подготовлена в области применения средств ИКТ в образовании); в-третьих, спецификой обучения в области ИКТ является постоянно меняющиеся сами средства, а, следовательно, и их возможности; в-четвертых, изменяются требования к выпускникам школ со стороны государства и общества.

Внутришкольная подготовка педкадров к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в решении профессиональных задач должна включать подготовку:

  • учителей, администрации школы, других школьных специалистов по проблемам организации и проведения учебно-воспитательного процесса в условиях информационной сетевой среды учебного заведения
  • администрации школы в области автоматизации процессов управления учебным заведением в условиях информационной среды школы
  • всех участников образовательного процесса по вопросам информационного взаимодействию (в частности, учебного) в информационной среде школы
  • учителей в области работы с инструментальными программными средствами и системами для разработки информационных ресурсов
  • учителей в области использования психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик на базе ИКТ
  • педкадров в области организация дистанционного обучения в условиях информационно-коммуникационной среды

Практическая реализация внутришкольной подготовки затрагивает многие организационные звенья школы, требует разработки специальной методики, соответствующего методического и организационного взаимодействия между методистом-организатором информатизации образования, методическими объединениями школы, администрацией и др.

Однако до настоящего времени не разработаны теоретические и организационные подходы к системе внутришкольной подготовки в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности в свете требований современного периода развития общества. Анализ программ дисциплин, изучаемых в педвузах, позволяет утверждать, что в настоящее время не ведется целенаправленная подготовка студентов — будущих организаторов информатизации образования — по вопросам организации внутришкольной подготовки кадров в аспекте ее организации и методических особенностей.

На наш взгляд, введение дисциплины "Внутришкольная подготовка педкадров в области информатизации образования" в рамках подготовки специалистов в области организации информатизации образования позволит в значительной мере выполнить задачу подготовки учителей к решению профессиональных задач с использованием средств и методов информатики и ИКТ, адекватному современному уровню образования. Подготовка в рамках этой дисциплины предполагает существенное усиление роли поиска, сбора, оценки и отбора, анализа, организации, представления и трансляции информации, коллективную работу, планирование индивидуальной и групповой деятельности на основе средств и методов информатики и ИКТ.

Целью данной дисциплины является подготовка специалистов в области организации информатизации образования к осуществлению внутришкольной подготовки кадров в области информатизации образования в условиях функционирования информационно-коммуникационной среды учебного заведения.

Содержание дисциплины "Внутришкольная подготовка педкадров в области информатизации образования"

  1. Цели и задачи внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования
    1. Общая цель внутришкольного обучения в области информатизации образования: консультирование, подготовка и переподготовка педкадров в области целенаправленного и осознанного использования средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях информационной образовательной среды школы для повышения эффективности образовательного процесса
    2. Типологии целей обучения в условиях внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования: получение новых знаний, новой информации; овладение информацией на новом уровне; выработка ИКТ-компетентности педкадров; удовлетворение познавательных интересов педкадров в области информатизации образования
    3. Определение задач внутришкольной подготовки педкадров в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности
  2. Возможные негативные последствия использования средств ИКТ и меры по предотвращению этих последствий
  3. Психолого-педагогические особенности организации внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования
    1. Обучение взрослых: основные понятия и определения
    2. Место внутришкольной подготовки в условиях непрерывного образования в области информатизации образования
    3. Организационно-деятельностная модель процесса обучения
    4. Особенности обучения взрослых, педагогическая и андрогогическая модели обучения
    5. Психолого-андрогогическая диагностика обучающихся
    6. Планирование внутришкольной подготовки педкадров
    7. Создание условий внутришкольной подготовки, а также работы в условиях Интернет/Интранет-технологий
    8. Оценка результатов внутришкольной подготовки педкадров в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности,/li>
  4. Организация внутришкольной подготовки педкадров в области информатизации образования
    1. Определение проблемы, для решения которой необходимо обучение педкадров (какой-либо категории педкадров). Выявление потребностей обучающихся
    2. Создание комфортных условий обучения на основе взаимного уважения, доверия и эмпатии. Личностно ориентированный подход. Работа в условиях информационно-коммуникационной среды
    3. Совместное планирование обучения, определение содержание обучения в рамках внутришкольной подготовки
    4. Осуществление процесса обучения в зависимости от уровня готовности обучающихся. Компьютерная диагностика обучающихся
    5. Оценивание процесса обучения, коррекция учебных программ, процесса реализации процесса обучения
  5. Содержание внутришкольной подготовки
    1. Концептуальные основы информатизации общества
    2. Общефилософские, правовые, этические проблемы информатики и ИКТ
    3. Психолого-педагогические вопросы информатизации образования
    4. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного применения средств ИКТ
    5. Организации информационного взаимодействия в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей
    6. Развитие педтехнологии использования средств ИКТ
    7. Автоматизации процессов информационного обеспечения профессиональной деятельности и организационного управления учебным заведением
    8. Методические аспекты использования средств ИКТ в преподавании конкретного предмета
    9. Использование средств ИКТ для управления учебным заведением
    10. Использование средств ИКТ различными категориями пользователей информатизированных рабочих мест (ИРМ)
  6. Информационно-коммуникационная среда учебного заведения
    1. Информационно-коммуникационная среда, информационно-коммуникационная предметная среда, единое информационное образовательное пространство
    2. Основные понятия Интернета: Интернет, сервисы Интернет, web-сервер, web-сайт, протоколы Интернета, язык HTML и др.
    3. Научно-методические понятия учебного информационного взаимодействия


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta