home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Мизинов Вячеслав Михайлович (mizinov@nzh.ieml.ru)
Институт Экономики Управления и права, г. Казань

Опыт информатизации различных сторон человеческой деятельности показал, что внедрение компьютера дает многократное повышение эффективности (грубо — на порядок, исключая вычисления, где эффективность повышена на много порядков).

Образование не получило столь убедительного ускорения. Даже массовое использование ПК в учебном процессе не сократило заметным образом общий срок обучения. КПД компьютера в общем учебном процессе пока еще очень мал.

Анализ опыта информатизации образовательного процесса свидетельствует о том, что это важнейшее направление повышения эффективности и качества подготовки специалистов реализуется не в достаточной степени. Характерными недостатками являются:

  • слабая разработанность методологии внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс
  • недостаточная проработка психолого-педагогических проблем компьютерного обучения
  • низкая общая компьютерная подготовка преподавательского состава
  • отсутствие и малочисленность специалистов в области информационных технологий и др.

В результате, насыщение сферы образования компьютерными средствами без предварительной разработки теории информатизации учебного процесса автоматически не решит задачи перехода на новые качественные параметры в системе подготовки специалистов.

Рассматривая информатизацию как одно из важнейших направлений совершенствования сферы образования, следует констатировать наличие явлений значительно сдерживающих процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс и ведущих к возникновению противоречия, сущность которого заключается в несоответствии высоких потенциальных дидактических возможностей компьютерной техники и уровня их реализации в условиях сложившейся системы образования. Известно, что всякое новое средство изменяет не только процесс достижения цели, но и технологию. В традиционном компьютерном обучении сохраняется старая докомпьютерная технология, связанная с налаживанием эффективной коммуникации между источником информации (преподавателем — компьютером) и ее потребителем (учащимся). Именно этому служил институт методик обучения, целью которых по сути дела была и остается "перекачка" знаний от преподавателя к учащемуся. С появлением компьютера этот подход не изменился, и преподавательские методики механически переносятся на процесс компьютерного обучения, сохраняя докомпьютерную технологию: подача материала – вопрос – ответ – снова подача и т. д. Это и является первопричиной малой эффективности использования компьютера в образовании. Значит, следует изменить технологию, т. е. рассматривать процесс обучения не как «перекачку» знаний, а как процесс управления состоянием учащегося.

По устоявшейся в исторической науке традиции все существовавшие когда-либо образовательные системы обычно рассматривались только и исключительно с позиций их социальной детерминированности. Появление компьютерных носителей информации и связанных с ними новых форм интеллектуального труда позволяет взглянуть на этот вопрос с иной стороны — с позиций того или иного носителя информации, являющегося в каждую конкретную эпоху реальной материальной базой учебного процесса и диктующего свои формы и методы педагогической работы. В историческом плане, каждой эпохе соответствует тот или иной носитель информации, который в свою очередь влияет на формы и методы обучения и образование в целом.

В дописьменный период (в эпоху до изобретения и широкого распространения письменности) все накопленные знания сохранялись только в устной традиции, т. е. человек был одновременно и творцом, и носителем, и передатчиком знаний. И отсюда же возникло представление об Учителе, каждое слово которого нужно было тщательно многократно обдумывать, обсуждать и истолковывать.

Изобретение письменности стало поворотным моментом в развитии мысли, оно позволило ее фиксировать. Оно же значительно облегчило процесс передачи знаний, поскольку появился материальный носитель информации. Знания «материализовались», обрели предметную сущность, и их стало возможно передавать в прямом смысле этого слова. При этом изменилась роль учителя: из единоличного хранителя и носителя знаний он превратился в толкователя книжных знаний.

Печатная книга произвела революцию в сфере интеллектуального труда. Именно она стала материальной основой для создания государственных систем образования. Именно она позволила сформировать классно-урочную систему и учебный процесс в его нынешнем виде ("урок — домашнее задание — проверка").

В рамках классно-урочной системы организовывалась и развивалась технология процесса обучения. Если отвлечься от психологической стороны, то эта технология сводилась к формированию и совершенствованию навыков работы с книгой, причем это относилось и к учителю, и к ученикам. Из приведенного перечня видно, что весь процесс учебной работы направлен на то, чтобы постепенно увеличивать роль самостоятельной работы с книгой и уменьшать необходимость прямого непосредственного воздействия учителя. В принципе можно предположить, что педагогика вообще направлена на то, чтобы постепенно становится подрастающему человеку ненужной; она по сути своей направлена на то, чтобы человек, пройдя через систему обучения, далее сам ориентировался в безбрежном море накопленных знаний, умел найти для себя нужное и знал, как нужно работать, чтобы эти знания были им усвоены.

Появление нового способа сохранения информации — цифровая запись и новых носителей этой информации можно расценивать как одно из величайших изобретений в истории человечества. Оно, как когда-то — бумага!, вошло во все абсолютно сферы интеллектуальной деятельности, принесло с собой совершенно новые представления о возможностях обработки информации, новые приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности общества. В этом смысле есть все основания говорить о наступлении эры компьютерных технологий как о новом витке цивилизации.

Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе — существующие способы хранения информации и ее обработки. Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы, немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных обучающих программ и тренажеров — все это вместе открывает перед обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения и в формах работы учителя — компьютер в состоянии полностью изменить структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование, накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.) и непосредственно на уроке. Более того — изменившиеся условия и формы работ в очень значительной степени заставляют переосмысливать и роль компьютера, и функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в дальнейшем — и самые общие организационные формы обучения. Все это вместе дает основания утверждать, что в настоящее время все мы присутствуем при рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на последовательном, всеохватывающем использовании информационно — коммуникативных технологий.

Пока не совсем ясно, как повлияет информатизация на поведение, моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно, что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи, специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.

Процессы информатизации неизбежно влияют на формы познания и, следовательно, на технологии обучения, изменяют и сами критерии грамотности. Становление компьютерно- информационной культуры, которое происходит в настоящее время, предполагает новый тип общения в процессе передачи и усвоения информации и формирует новый тип мышления. Успешное сращивание телекоммуникационных сетей (телефон, телевидение, радиосвязь) с компьютерными, стремительный рост их качества и количества преобразует вещательные сети в интерактивные, создаёт единое мировое информационное мультимедиа-пространство.

Использование мультимедиа в учебных программах дополняет аналитические (вычислительные и логические) возможности ПК способностью к синтетическому, образному и всестороннему представлению изучаемого предмета. Известно, что обучаемый с первого раза запоминает лишь четверть услышанного и треть увиденного, при комбинированном воздействии на слух и зрение — половину, а при вовлечении обучаемого ещё и в активные действия (например, при использовании интерактивных мультимедиа-технологий) доля усвоенного может составить 75%.

По характеру творчества и воздействия мультимедиа следует отнести к новому виду синтетических искусств, отличительной особенностью которого является интерактивность и логико-вычислительные возможности компьютера. Поэтому следует стремиться к созданию теории мультимедиа и, в частности, педагогики мультимедиа, учитывающей психофизиологические и эстетические особенности восприятия и усвоения большого объёма информации и воспитания активного и ответственного отношения к действительности.

Компьютеризация учебного процесса является закономерным этапом развития информатизации образования и совершенствования педагогической системы. Процесс обучения, протекающий в рамках педагогической системы, как и любая другая деятельность, основывается на выработанных долголетней практикой принципах.

Проблема Информатизации решается на стыке ряда наук. Это и информатика, и педагогика, и теория управления.

Анализ тенденций компьютеризации учебного процесса позволяет сформулировать дополнительные принципы информатизации образовательного процесса.

В первую очередь это относится к принципу опережающей компьютерной подготовки обучающих. Нарастание темпов информатизации общества, внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения, быт ведет к быстрому их освоению молодым поколением.

Повышение общей информационной культуры, инвариантность информатики по отношению ко всем научным сферам требуют скорейшего освоения компьютерных технологий обучающими с тем, чтобы умело осуществлять учебный процесс в условиях информатизации образования.

Нынешнюю ситуацию в мире информационных технологий можно сравнить с положением, создавшимся вскоре после изобретения печатного станка. Станок изобретен и теперь все зависит от того, кто и какие книги будет печатать. В сравнении с этим проблемы совершенствования полиграфии оказываются вторичными. Лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров.

В процессе реализации ИКТ процесса обучения должна быть исключена их абсолютизация. Информатизация должна выступать не как самоцель, а лишь как средство более эффективного достижения целей, стоящих перед педагогической системой в целом. Отсюда следует следующий важный принцип компьютерного обучения: принцип целесообразного сочетания традиционных и компьютерных дидактических систем. Целесообразность должна определяться в каждом конкретном случае исходя из решаемой дидактической задачи.

Создание интерактивных мультимедийных учебных пособий требует новейших методов и инструментальных средств, нестандартного подхода, а также соответствующих специалистов. При этом, однако, нет необходимости в привлечении большого штата программистов, т. к. современные компьютерные технологии предоставляют разнообразные и удобные средства разработки, доступные всем, кто владеет лишь основами использования ПК.

Конечно, программисты быстрее и увереннее овладевают техническими навыками использования мультимедиа-технологий, но им часто недостаёт профессионализма в области знаний. Именно предметники при достаточном освоения ими мультимедиа-технологий добьются быстрого а главное эффективного результата.

Наиболее заметны достижения в области информатизации образовательного процесса в таких областях как "Дистанционное обучение" и "Тестирование". Но необходимо констатировать тот факт, что делается это руками энтузиастов, инициативных групп порой без должного научного подхода.

Процесс информатизации образования — сложное педагогическое явление, существенно изменяющее сложившиеся стереотипы. В целом путь движения идеи компьютеризации от возникновения до внедрения в учебный процесс можно представить в виде последовательности мероприятий:

  • разработка теоретических основ информатизации образования
  • научно-исследовательская работа по созданию, оценке эффективности компьютерных средств
  • определение целевого, содержательного и технологического аспектов внедрения компьютерных средств в учебный процесс
  • материализация аспектов внедрения КСО в учебно-методическом комплексе (учебный план и программа, учебное пособие, методическое пособие)
  • переподготовка обучающих

В течение определенного времени должна действовать своеобразная система, которая, с одной стороны, сохраняет существующие формы организации учебного процесса (учебная группа, занятие, дисциплина), а с другой — опирается на растущее присутствие компьютерных технологий.

Широкое внедрение информационных технологий в педагогическую практику позволяет существенно повысить качество подготовки специалистов. Вместе с тем возникает необходимость оценки количественных и качественных параметров компьютеризации для рационального использования имеющихся информационных ресурсов и проведения оптимизации дидактических систем.

С этой целью необходима выработка методики оценки эффективности КСО и оптимизации процесса подготовки специалистов в условиях информатизации.

Сущность методики заключается в решении задачи поиска наилучшего варианта (дидактической системы) использования зафиксированных ресурсов для получения максимального результата.

В качестве критерия в методике можно использовать степень достижения цели обучения. Частными показателями являются результат обучения, время изучения элемента учебной информации, время работы с компьютерным средством обучения, эффективность компьютеризации процесса подготовки специалистов.

Компьютеризация является одним из направлений, обеспечивающим устранение недостатков существующей системы образования и значительную интенсификацию обучения. Применение информационных технологий в процессе познания коренным образом изменяет образовательный процесс. Высокие потенциальные дидактические возможности информационных технологий общепризнанны.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta