home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Бруева Мария Павловна
Мурашев Денис Аркадьевич
к. ф.-м н., доцент
(tf@techn.sstu.ru)
Энгельсский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО Саратовский государственный технический университет

Аннотация
К сожалению, необходимость проектирования интерфейса программы уже на ранних стадиях ее разработки иногда упускается из виду. Исходя из этого, в курсе "Человеко-машинное взаимодействие" мы считаем необходимым рассмотреть очень важную тему — проектирование пользовательского интерфейса. Другая задача курса — рассмотреть базовые понятия человеко-машинного информационного взаимодействия и восприятия информации.

Сегодня трудно представить жизнь и работу человека без техники и, конечно, компьютера. Все больше и больше компьютерных программ внедряется в трудовую деятельность человека, и одной из главных целей этого является облегчение жизни людей. Но что же часто происходит на самом деле? Человек путается в новой программе, долго привыкает к ней, тратит большое количество времени на обучение и освоение программного продукта. И когда, в итоге, пройдя все эти препятствия, программа становится инструментом для работы, а не для пыток, ее заменяют на другую, модифицированную и улучшенную. И все повторяется. Но если с самого начала разработчик программного обеспечения поставит перед собой цель реализовать программный продукт не только четко выполняющий поставленную задачу, но и учитывающий принципы правильного и наиболее эффективного "диалога" с будущим пользователем, многих проблем удастся избежать. К сожалению, необходимость проектирования интерфейса программы уже на ранних стадиях ее разработки иногда упускается из виду. У пользовательского интерфейса всегда две стороны. С одной стороны, качество системы "человек-машина" определено возможностями вычислительной машины, с другой — возможностями человека . Поэтому очень важно научить будущего специалиста смотреть на свой программный продукт с точки зрения конечных пользователей, использовать все средства и методы для упрощения и облегчения взаимодействия оператора и программы, учитывать сформировавшиеся привычки и особенности той области деятельности, для которой создается приложение.

Исходя из этого, в курсе "Человеко-машинное взаимодействие" мы считаем необходимым рассмотреть очень важную тему- проектирование пользовательского интерфейса. Помимо теоретических сведений, читаемых на лекции, студентам предлагается самостоятельно разработать небольшие программы, сделанные с учетом полученных знаний, на любом из известных языков программирования. Сами задачи довольно просты и не требуют большой затраты времени на реализацию. Однако основной упор делается на построение дружественного интерфейса программы. Студентам не предъявляется строгих требований к его конкретным компонентам. Они самостоятельно по своему усмотрению проектируют интерфейс, что позволяет им развивать разносторонний подход к нему и выбирать из множества вариантов реализации свой. В отчете к работе предлагается проиллюстрировать типовой сценарий работы приложения, что позволяет студентам более близко взглянуть на программу с точки зрения пользователя и, возможно, выявить недочеты.

Другая задача курса — рассмотреть базовые понятия человеко-машинного информационного взаимодействия и восприятия информации, такие как процесс переработки информации человеком с физиологической и психологической точек зрения, распределение информации между воспринимающими каналами человека, сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности, инженерно-психологическая оценка способов кодирования визуальной информации. Это так же важно, ведь данную информацию необходимо учитывать при проектировании и разработке эффективного программного продукта.

С учетом полученных знаний студентам предлагается представить разработку приложения с графическим интерфейсом, который удовлетворяет некоторым основным требованиям. Процесс разработки интерфейса должен быть документирован и представлен в отчете. Работу можно выполнять в группе из 2-3 человек, выбор языка программирования остается за разработчиками.

На наш взгляд, такая методика проведения курса "Человеко-машинное взаимодействие" позволяет не только предоставить важные теоретические знания, но и, вместе с этим, усвоить, закрепить, и реализовать их практике.

Литература

  1. Человеко-машинное взаимодействие: Учеб. пособие для вузов Э. А. Акчурин. — М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008
  2. Человеко-машинное взаимодействие: теория и практика: Учебное пособие Ильина Е., Логунова О., Ячиков И., Феникс, 2006

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta