ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Поличка Анатолий Егорович (aepol@mail.ru)
ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный гуманитарный университет", г. Хабаровск
Аннотация Описаны подходы и принципы внедрения в методические системы обучения специалистов связи с общественностью содержания по использованию информационных и коммуникационных технологий в их профессиональной деятельности.
|
"Не кует железа молот, кует кузнец" |
Реформирование современного общества происходит в условиях его информатизации. Создание информационного общества отражается и в решениях государственных органов. Эти процессы не могут не повлиять на реформирование и образования. Важным направлением такого процесса является совершенствование содержания и технологий образования [1]. Здесь выделяется направление "внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий".
Одной из способов реализации указанного направления является внедрение в методические системы обучения специалистов содержания по использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Можно выделить следующие подходы: определение специальных циклов учебных дисциплин в учебных планах; использование дисциплин по выбору; введение необходимого содержания в ряд дисциплин образовательной программы; введение в содержание цикла дисциплин, посвященных информационным технологиям, специальных разделов и практикумов.
Исследование опыта вузов по созданию методических систем обучения с использованием информационных технологий в профессиональной деятельности позволяет выделить ряд принципов подготовки будущих специалистов в связи с общественностью к использованию информационных технологий в имиджевой деятельности: нормативно правовой подход в описании средств и методов; выделения видов профессиональной деятельности будущего специалиста; выделения информационной составляющей в учебной деятельности обучающегося и будущего специалиста; использования региональных особенностей по программной и технической поддержке информационных технологий; использование проектной и инновационной деятельности; интеграция деятельностей по подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ, а также работы на практике; определение индивидуального стиля обучающегося и проектирование его профессиональной траектории; реализация возможности вариативности в описании программного и технического сопровождения профессиональной деятельности.
С использованием указанных подходов на кафедре связи с общественностью ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный гуманитарный университет" (ДВГГУ) разработаны учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин:
- для специальности "031300 (050711.65) Социальная педагогика": "ОПД.В.2.1 Интернет-технологии в работе с молодежью"; "ОПД.Ф.14 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе"
- для специальности "061100 (080507.65) Менеджмент организации": "ГСЭ.В.4.2 Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности"; "ЕН.В.2.2 Интернет-технологии"; "ЕН.Ф.02 Информатика"
- для специальности "350400 Связи с общественностью": "ГСЭ.Р.3 Компьютерное сопровождение в профессиональной деятельности"; "ДС.Ф.06 Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью"; "ДС.В.3 Телерадиотехнологии в PR"
Так, целью дисциплины "ДС.Ф.06 Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью" специальности "350400 Связи с общественностью" (СО) является описание применения телекоммуникационных и компьютерных технологий (ТККТ) специалистом по связям с общественностью для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов. Дисциплина является составной частью предметного поля ДС. Дисциплины специализации 350410 "Связи с общественностью в социальной сфере". Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины состоят в том, что специалист должен освоить направления использования телекоммуникационных и компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности.
На основе компетентностного и деятельностного подходов определены задачи учебной дисциплины: освоение направлений использования средств компьютерного сопровождения в профессиональной деятельности выпускника по следующим аспектам: процессы и явления внутриполитической и международной жизни; межнациональные, межэтнические и международные отношения; социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом; общепланетарный, общенациональный, региональный и местный информационные потоки; научное и культурное сотрудничество; информационное обеспечение внутренней и внешней политики; формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом; создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства; процессы глобализации; процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира.
На основе описанных подходов разработана модель содержания дисциплины, описывающая отношения между темами лекционных лабораторных занятий.
Темы лекционных занятий.
- Общие сведения о применении компьютерных и информационных технологий (КИТ) в связях с общественностью
- Интернет. Системы и алгоритмы поиска информации
- Компьютерные технологии в исследованиях, планировании и оценке эффективности деятельности в области связей с общественностью
- Использование программ обработки текстов и таблиц
- Использование программ компьютерной графики
- Использование программ макетирования и верстки при составлении рабочих документов
- Использование программ презентационных буклетов, корпоративных многотиражных газет
- Автоматизированные системы хранения и обработки баз данных для проведения исследований
- Мультимедийные системы, компьютерная обработка аудио (звук, речь, музыка) и видеоданных
- Интернет и связи с общественностью
- Работа в телекоммуникационных информационных сетях: группы новостей; конференции в режиме реального времени (интерактивное общение)
- Сетевые специализированные агентства; брифинги; пресс-релизы; электронные доски объявлений и т.п.
- Использование сетевых ресурсов в крупных коммуникационных проектах
- Использование сайта-портала в крупных коммуникационных проектах
Темы лабораторных занятий.
- Информационная модель (ИМ) "Возможности средств КИТ для решения проблемы в профессиональной деятельности"
- Информационная модель (ИМ) "Компьютерные технологии в исследованиях, планировании и оценке эффективности деятельности в области связей с общественностью"
- ИМ "Методы социологического анализа информации в сфере профессиональной деятельности"
- Графическая модель (ГМ) "Логотип сайта-визитка"
- ИМ "Резюме бизнес-плана инновационного проекта пиара решения социальной проблемы"
- ИМ "Презентационный буклет и корпоративная многотиражная газета организации по инновационному проектированию пиара решения социальной проблемы"
- Модель "Туристическое агенство" в MS Access
- Модель презентации "Организации по инновационному проектированию пиара решения социальной проблемы"
- Модель главной домашней страницы информационного сайта профессиональной деятельности "Возможности (ИМ) Интернет для решения проблемы СО (по теме своего исследования)"
- ИМ страницы промо-сайта профессиональной деятельности "Телекоммуникационные информационные сети: группы новостей; конференции в режиме реального времени (интерактивное общение) (по теме своего исследования)"
- ИМ страницы сайта интернет-магазина "Сетевые специализированные агентства; брифинги; пресс-релизы; электронные доски объявлений и т.п."
- ИМ страницы сайта информационный портал "Использование сетевых ресурсов в крупных коммуникационных проектах"
- Оформление сайта. Редакторы сайтов (например, Siteedit)
- ИМ сайта-портала "Решения проблемы в профессиональной деятельности" (на примере своей темы исследования)
Занятия организуются в форме лекций, семинаров самостоятельной работы. Результаты деятельности студентов фиксируются в трех тетрадях.
Тетрадь лекций содержит: оглавление конспектов лекций; каждый план лекции включает: тему; постановку целей; обзор всех учебных элементов; тезаурус выделенных основополагающих элементов; описание соответствующих семинара и факта для самостоятельного исследования. Результат: тетрадь конспектов лекций.
Тетрадь семинаров содержит: оглавление семинаров; каждый план семинара включает: тему; постановку цели (учебные элементы (УЭ) и уровень усвоения (УУ)); обсуждение основных понятий: предварительное распределение тем выступлений о различных точках зрения и различных вариантах описаний УЭ; обзор литературы; опрос студентов; выработка точки зрения; выработку технологической основы по теме (как подбирать содержание, анализировать учебник и т.п.). Результат: тетрадь конспектов семинаров с тезаурусом (словарь, хрестоматия, энциклопедия). Тетрадь самостоятельных исследований содержит: конспект доклада, выбранного студентом; подробное описание своего проекта. Зачет содержит: описание работы по трем тетрадям; обоснование своего проекта.
Содержательной линией всех занятий является использование региональных материалов и определения своего стиля в деятельности по связям с общественностью для развития имиджа своего региона.
Литература
- Российская Федерация. Правительство. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы: Постановление Правительства Рос Федерации от 23.12.2005 г. №803. [http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/2048/] (20.01.2009)
|