home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

О ПЕРСПЕКТИВАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Попов Сергей Викторович (s-v-popov@yandex.ru)
к. ф.-м. н., доцент
МАДИ, г. Москва

Аннотация
На примере деятельности студенческого конструкторского исследовательского бюро (СКИБ), функционирующего в ГОУ СПО «Колледж автоматизации и информационных технологий №20» высказываются соображения о перспективе дополнительного образования в системе ГОУ СПО.

Дополнительное образование в системе ГОУ СПО включает два добровольных участника этого процесса: с одной стороны – студенты, с другой – преподаватель. Сразу оговоримся, что здесь мы не рассматриваем кружки высококультурной направленности и спортивные секции, но лишь такие образовательные образования, которые находятся в русле основной направленности образовательных учреждений. Это могут быть разновидности кружков «Умелые руки», семинаров «Смышленыши» и т.п., в которых студенты повышают свой общеобразовательный и профессиональный уровень. В частности, в ГОУ СПО «Колледж автоматизации и информационных технологий №20» действует Студенческое конструкторское исследовательское бюро (СКИБ), основная цель которого состоит в повышении профессионального уровня студентов, привлечение их к участию в серьезных проектах, и, как следствие, повышение их мотивации к обучению.

Взаимоотношение упомянутых субъектов друг с другом, а также их взаимоотношение с образовательным процессом и есть предмет настоящей статьи. Главный вопрос, который хотелось бы осветить здесь, состоит в следующем: каковы цели, задачи и перспективы дополнительного образования, если смотреть на него изнутри с позиций образовательного процесса и снаружи – с позиций внешнего мира – востребованности трудовым рынком знаний и навыков, получаемых в рамках дополнительного образования.

Рассмотрим вначале позицию преподавателя – руководителя (для краткости кружка). В своем большинстве это энтузиаст, который видит в своей деятельности дополнительную возможность самореализации, не ограничиваясь рамками ГОСов. Программы, составленные им, как правило, уникальны и каждый студент в рамках такой программы находит свое, только для него предназначенное место. Тем самым возникает положительная обратная связь: творческий потенциал преподавателя раскрывается более полно при работе с мотивированным контингентом.

В результате такого симбиоза преподаватель-студент появляется возможность реализовывать интересные проекты, которые вполне можно назвать научно-техническими, где научная составляющая существенно превышает средний уровень преподавания в ГОУ СПО. Положительные аспекты такой деятельности для преподавателя очевидны.

Теперь рассмотри отношение второго субъекта – студентов, участвующих в дополнительном образовании. Круг их интересов весьма широк: от «заслужить хорошее отношение преподавателя для облегчения своей злой участи на экзамене или зачете» до «повысить профессиональные навыки до уровня выше среднего». Для наиболее талантливых, творческих студентов интерес представляет само участи в проектах с уровнем выше уровня образовательной программы, что дает возможность самореализоваться в избранной и ставшей любимой деятельности, чего не позволяют образовательные стандарты.

Так что оба субъекта, вовлеченные в процесс дополнительное образования, от участия в нем только выигрывают.

Но есть еще одна сторона деятельности, которая усматривается только, когда участие в дополнительном образовании становится стереотипом как для преподавателя – руководителя, так и для некоторого постоянного контингента студентов. Этот взгляд на дополнительное образование вытекает из мотивированности обоих вовлеченных в процесс субъектов и сводится к естественному желанию сотрудничества с подобными коллективами не только в рамках различных конкурсов, но и пытаясь организовать более интеллектуальное взаимодействие, например, в процессе работы над общими проектами. Поясним, что здесь имеется в виду.

Если подсчитать число энтузиастов, участвующих в дополнительном образовании только из-за наличия потребности творить, то их общее число в одном ГОУ СПО не так много. В ВУЗах их больше, там аудитория более мотивированная, но не намного. Это данность, с которой приходится иметь дело. В результате постоянно произносятся восклицания о падении общего уровня подготовки: школьников, студентов, и как результат специалистов вообще, которые в настоящее время уже приняли вид заклинаний. Это так, средний уровень подготовки невысок и, что самое печально, в ближайшее время существенно не повысится. Но среди этого среднего уровня дополнительное образование выделяет тех, которых средними студентами не назовешь. Они постоянно на виду, пользуются авторитетом и уважением сверстников и преподавателей, все студенты о них знают и ценят. Теперь пришло время объединить эти небольшие группы энтузиастов, пусть даже такое объединение будет иметь виртуальный характер. Поясним эту мысль.

Вначале цели объединения, затем средства.

Цели объединения видны невооруженным взглядом. Расширение круга единомышленников носит не только количественный, но и качественный характер. Имея больший коллектив, можно браться за более серьезные задачи. Вероятность выиграть конкурс на выполнение реального проекта в результате объединения нескольких мелких коллективов существенно возрастает, так как себестоимость таких работ существенно ниже, чем у профессиональных разработчиков, а качество при толковом руководстве нисколько не ниже.

Теперь о средствах объединения. Почти каждое объединение дополнительного образования имеет либо свой сайт, либо представлено на сайте своего ГОУ СПО. Обмениваясь ссылками на эти ресурсы пришло время создать Интернет-ресурс, центром которого должен стать виртуальный журнал «Вестник дополнительного образования в системе ГОУ СПО». Не будем раскрашивать дальнейшие перспективы, чтобы не завести читателей в Новые Васюки, лучше приведем пример.

В ГОУ СПО Колледж автоматизации и информационных технологий №20 около года существует Студенческое конструкторское исследовательское бюро (СКИБ). СКИБ собрал определенную группу студентов, профессиональные навыки которых демонстрируют хорошую позитивную производную. Нам пока не по плечу самостоятельная реализация «взрослых» проектов, но и от игрушечных поделок мы уже ушли. Главный вывод, который следует из опыта работы СКИБа состоит в том, что мы твердо уверены, что можем выполнять проекты на профессиональном уровне, участвуя в них как часть бригады. Поэтому, в заключении настоящей статьи, хочется воспользоваться словами киногероя: «Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь!» и указать свой адрес: s-v-popov@yandex.ru.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta