home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И КОМПАНИИ

Н. Родионов, С. Чириков
Компания ЭлеСи

Тезисы доклада на Всероссийской конференции «Преподавание ИТ в России» (18 – 19 мая 2009 г., Йошкар-Ола)

  1. Схема взаимодействия вузов и компаний через рынок труда молодых специалистов уже не удовлетворяет ни компании, ни вузы. Даже возможный возврат системы распределения или развитие системы целевой подготовки не решит главной проблемы: несоответствия характеристик выпускников требованиям компаний. Эти требования могут существенно разниться от компании к компании, и даже на разных стадиях жизненного цикла одной компании. Вузы, работая на рынок труда, остаются без устойчивой обратной связи и становятся неконкурентоспособными на рынке образовательных услуг. Требуется поиск новых форм взаимодействия, адекватных современным реалиям.
  2. Возможные направления взаимодействия:
    • Совместные образовательные программы
    • Совместные программы исследований и разработок
    • Программы согласованного развития компании и вуза (факультета, кафедры)
  3. Возможные формы совместной образовательной деятельности:
    • Создание кафедры компании в вузе
    • Введение необходимых компании специализаций и магистерских программ в программы подготовки специалистов и магистров
    • Обучение студентов по согласованным с компанией индивидуальным учебным планам
  4. Возможные формы совместных НИОКР:
    • Создание в вузе научно-исследовательского подразделения компании – отдела, отделения, НИИ, финансируемого за счет средств компании и реализующего НИОКР силами сотрудников вуза
    • Участие в совместных проектах и программах, финансируемых участниками и/или третьей стороной
    • Хоздоговорные работы, выполняемые вузом по заказу компании
  5. Миссия вузовского НИИ, в нашем понимании, – развитие научно-образовательного потенциала кафедр посредством реализации НИОКР с активным участием преподавателей и студентов. Вузовские НИИ в своем прежнем, «советском», виде, как инструмент усиления (обособления) научных исследований, ведущихся на кафедрах, как посредник между научно-образовательной деятельностью кафедр и кадровыми и научными запросами отрасли, исчерпали свой потенциал при резком уменьшении заказов на НИР от промышленности. Грантовый механизм распределения бюджетного финансирования научных исследований позволяет выживать исследовательским группам, но не организациям, ведущим исследования по нескольким совместно развивающимся направлениям.
  6. Миссия отраслевого (корпоративного) НИИ – научно-технологическое обеспечение развития конкурентоспособности отрасли (корпорации) - становится нереализуемой из-за отсутствия конкурентоспособных научно-технологических школ (старые ушли со сцены на пенсию, новые испытывают трудности в привлечении талантливой молодежи к НИОКР).
  7. Новое время требует новых песен, новых форм интеграции вузовских и корпоративных ресурсов в интересах совместного развития и обеспечения конкурентоспособности партнеров, каждого в своей сфере. Одной из возможных форм подобной интеграции может быть самостоятельное юридическое лицо при совместном учредительстве компании и вуза. Во взаимодействии с кафедрой компании в вузе, предприятиями компании, выпускающими кафедрами вуза (вузов) возможно создание нового алгоритма НИОКР, интегрированного в образование, повышения эффективности подготовки исследователей и разработчиков новых ИТ технологий.
  8. Гибридные структуры двойного подчинения (отраслевая лаборатория, отраслевой НИИ в вузе, кафедра в компании) призваны формировать и развивать оперативное информационное, ресурсное, персональное, интеллектуальное взаимодействие между вузами (кафедрами) и предприятиями. Очевидно, что существование таких структур возможно лишь при эквивалентных (равноценных) встречных потоках взаимодействия. Отсутствие эквивалентности приводит к неравновесной ситуации и умиранию таких структур.
  9. С 2000 года Компания ЭлеСи и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) прошли путь от учебной лаборатории до НИИ Электронных систем и кафедры Электронных систем в составе ТУСУР, финансируемых Компанией. Настала пора выходить за пределы вуза. По предложению Председателя Совета директоров Компании Ученый совет ТУСУР 25 марта 2009 года образовал рабочую группу для поиска новых путей взаимодействия …


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta