home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ

Румянцев Виктор Петрович (sa@kaf28.mephi.ru)
к.т.н., Заведующий кафедрой Системного анализа
Степанова Елена Борисовна (Elena.Styepanova@mephi.ru)
к.ф.-м.н., доцент, Руководитель Научно-педагогической группы "Интегрированные системы"
Московский инженерно-физический институт (государственный университет), г. Москва

Аннотация
Модель образовательного процесса с использованием опробованной технологии проектного обучения в преподавании IT-дисциплин рассмотрена применительно к задаче подготовки специалистов для работы по созданию, развитию, реструктуризации информационных систем, с учетом требований Международной стандартизации информационных технологий для обеспечения экспорта разработок.

PROJECT-BASED EDUCATION FOR IT-SPECIALISTS

Rumjantsev V.P. (sa@kaf28.mephi.ru)
Stepanova E.B. (Elena.Styepanova@mephi.ru)
Moscow Engineering Physics Institute (State University)

Annotation
Educational Process models for module of IT-courses described to incorporate project-based technology developed in MEPhI for IT-specialists and to support there participation including International Standardization and export tasks.

Развитие исследовательских университетских комплексов определяет актуальность инновационных технологий подготовки молодых ученых и специалистов, базирующихся на введении в процессы обучения модулей учебного проектирования.

Учебное проектирование, как разработка конкретной задачи в рамках учебного курса по дисциплине, или на этапе учебно-исследовательского проекта, во время практики, а также в течение работы над диссертацией бакалавриата или магистратуры направлено на формирование навыков системного анализа, структурирование целей и задач проекта, выделение и представление новых результатов, вплоть до участия в обсуждении проблематики проекта со специалистами, и доклада на молодежных конференциях [1].

Проектирование, внедрение и сопровождение распределенной информационной среды Базы знаний исследовательского университета по масштабу применяемых методов и технологий, создаваемых решений занимает лидирующее положение по наличию возможностей профессионального и карьерного роста для молодежи.

Однако концепция единой образовательной информационной среды исследовательского университета подразумевает овладение участниками проекта рядом актуальных IT-технологий, которые зачастую присутствуют в учебных курсах только в виде кратких примеров.

Поэтому существенную роль играет расширение рамок образовательного процесса за счет включения комплекса мероприятий, способствующих введению новых научно-технических направлений, формированию навыков исследовательской работы, причем для реализации таких мероприятий необходима методическая поддержка в виде учебников и учебных пособий, а также адаптированной для учебного процесса технической документации.

Именно комплексная поддержка процесса формирования молодого специалиста средствами коммуникативной среды университета позволяет конкретизировать новый результат, полученный во время учебного проектирования, ввести этот материал в реальные проекты, и применить в структурах переподготовки персонала предприятий [2].

Включение в образовательный процесс новых научных направлений по моделированию процессов в корпоративных и управленческих системах, по теории и практике разработки экономических информационных систем, фокусирует внимание молодых IT-специалистов на адресной подготовке к работе в промышленности [3].

В то же время кадровый ресурс университета должен являться базой и основным поставщиком разработчиков, имеющих доказанную квалификацию в заявляемой области знаний.

Поэтому роль молодежных конференций, выставок, мероприятий по обсуждению работ с участием представителей различных научных школ из других университетов, институтов Академии наук, существенна именно на этапе приобретения студентами и аспирантами начальных навыков публикаций, докладов, выделения своей роли в проекте, осознания стратегии организации индивидуальной работы в форме, способствующей закреплению интеллектуальных прав разработчика.

Одним из примеров расширенного учебного процесса подготовки IT-специалиста может служить опыт постановки и проведения в рамках с отработкой более 10 лет взаимосвязанного комплекса мероприятий, использующих информационно-коммуникационную среду университета, средства портала, публикацию на бумажном носителе сборников трудов, каталогов выставок работ с участием студентов и аспирантов.

К основным функциональным модулям расширенного учебного процесса относятся такие модули, как:

  • учебное проектирование, являющееся составляющей частью учебного курса
  • деловые и мотивационные игры
  • выставки работ и заседания ежегодной секции по исследовательской деятельности молодежи в рамках Выставки-конференции «Телекоммуникации и новые информационные технологии в образовании»
  • ознакомление студентов и аспирантов с реальными требованиями по участия в разработках многономенклатурной наукоемкой отрасли в ходе работы Круглого стола, организованного в рамках конференции

Проблемы, связанные с ведением проекта в рамках экспорта технологий, документированием решений, стратегией выбора и применения комплекса национальных и международных стандартов, описание и моделирование процессов качества, а также информационных подсистем обеспечения качества в рамках менеджмента организации, - традиционно представлены на молодежной секции Выставки-конференции «Телекоммуникации и новые информационные технологии в образовании» начиная от инноватики в постановке учебных курсов университетского цикла, вплоть до разработки специальных модулей для упреждающей переподготовки персонала предприятий [4].

Литература

  1. В.И.Метечко, В.П.Румянцев, Е.Б.Степанова. Инновационные элементы в образовательной коммуникативной среде ВУЗа. МНТК «Коммуникативные стратегии информационного общества»: труды Всероссийской научно-теоретической конференции (Санкт-Петербург, 21-23 октября 2008). – Санкт-Петербург, Изд. Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2008.
  2. В.П. Румянцев, Е.Б.Степанова. Основные задачи общеинженерного учебного цикла по системному проектированию корпоративных информационныхти упрвленческих комплексов в распределенной среде национального университета. Научная сессия МИФИ-2009. Сборник научных трудов. - М.: МИФИ, 2009. - XIII Выставка-конференция "Телекоммуникации и новые информационные технологии в образовании". - С. 20-24.
  3. В.П. Румянцев, Ш.У. Низаметдинов, Е.Б. Степанова. Инновационные элементы учебного процесса в курсе «Теория экономических информационных систем». Научная сессия МИФИ-2009. Сборник научных трудов. - М.: МИФИ, 2009. - XIII Выставка-конференция "Телекоммуникации и новые информационные технологии в образовании". - С. 72-74.
  4. Е.Б.Степанова, В.Е. Кривцов, В.А. Верещагин, С.В. Журавлев, Н.А. Коржов, Д.А. Малахов, А.В. Тимофеев, А.А. Чеботарев, А.В. Шереметов, А.С. Хританков. Учебно-методический цикл по моделированию и проектированию информационных комплексов. Научная сессия МИФИ-2009. Сборник научных трудов. - М.: МИФИ, 2009. - XIII Выставка-конференция "Телекоммуникации и новые информационные технологии в образовании". - С. 98-105.

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta