home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАКОПЛЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УНИВЕРСИТЕТА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Шмытов Борис Борисович (shmytov@yandex.ru)
доцент
Сыктывкарский государственный университет (СыктГУ)

Аннотация
В современных условиях проявления экономического кризиса, информационные технологии, как наиболее инновационная отрасль, позволяют найти прогрессивные бизнес решения в системе высшего профессионального образования, изменяя и привнося новые формы и методы в образовательный процесс.

Модернизация учебного процесса на основе современных информационных технологий

Инновационные процессы, происходящие, в системе высшего профессионального образования во многом зависят от внедрения в учебный процесс современных информационных технологий. Компания 1С, предложившая целую линейку новых решений на базе новой платформы внесла и вносит значительный вклад в это общее дело, подготовки специалистов высшей квалификации. Даже при двухуровневой подготовке специалистов, место информационной составляющей в модели специалиста будет значительным, возможно посредством введения такой составляющей в дисциплины того или иного направления.

В Сыктывкарском государственном университете, по кафедре «Бухгалтерского учета и аудита», выпускающего специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», на протяжении более 10 лет в учебном процессе применялись прикладные решения фирмы 1С. Сегодняшнее состояние можно проследить по нижеприведенной таблице.

Таблица. Использование программных продуктов компании 1С в учебном процессе (специальность – Бухгалтерский учет, анализ и аудит)

ДисциплинаПлатформа 1С:Предприятие 7.7Платформа 1С:Предприятие 8.1
1С:Бухгалтерия1С:Финансовое планирование1С:Бухгалтерия предприятия1С:Управление торговлей1С:Управление персоналом и зарплата
1. Теория бухгалтерского учета (лабораторные занятия)+    
2. Бухгалтерский (финансовый) учет (лабораторные занятия)+ +  
3. Финансовый анализ (лабораторные занятия) +   
4. Управленческий анализ (лабораторные занятия) +   
5. Информационные системы в экономике (лекции, семинары, лабораторные занятия)  +++
6. Компьютерный учет, анализ и аудит (лекции, семинары, лабораторные занятия)  +++
7. Бухгалтерский учет в торговых организациях (лабораторные занятия)  +++

Как можно пронаблюдать, из данных таблицы видно, что по многим основным дисциплинам специальности применяются информационные технологии 1С, по всем перечисленным предметам ведутся лабораторные занятия в компьютерных классах с использованием продуктов 1С. Только одна дисциплина «Информационные системы в экономике» преподается профессорско-преподавательским составом одноименной кафедры, все оставшиеся предметы ведутся преподавателями кафедры «Бухгалтерского учета и аудита».

Это обстоятельство накладывает большую ответственность в части подготовки преподавательского состава для работы с продуктами фирмы 1С. Здесь путь один – сдача сертифицированного экзамена «1С:Профессионал». Такое положение стало нормой для всех ведущих преподавателей.

В то же время, каждый преподаватель по своей дисциплине ставит свои специфические цели и задачи, необходимые для учебного процесса, согласно действующего государственного стандарта. В этом плане, наполнение содержанием учебных заданий для одного и того же продукта различно, да и задания ориентированы на предмет.

В данном случае важны межпредметные связи. Преподаватели, связанные единым учебным процессом, использующим информационные технологии компании 1С, на наш взгляд должны быть объединены в некоторую средообразующую группу (секцию) или лабораторию по внедрению в учебный процесс прикладных решений 1С. При таком объединении легче будет обсудить и выработать единые требования в методическом обеспечении учебных занятий, обменяться мнениями по тем или иным вопросам, касающимся применения продуктов 1С в обучении. Особенно это важно для молодых начинающих преподавателей, для обмена опытом, для передачи компетенций.

Для индивидуальной подготовки преподавателя фирмой 1С предложено множество решений. Стоит отметить учебные версии системы «1С:Предприятие 8»: «1С:Бухгалтерия 8. учебная версия», и «1С:Предприятие 8.1 версия для обучения программированию».

Они доступны по цене и методически просто и доступно оснащены. Возможно, фирма 1С решиться и другие прикладные решения представить в учебной версии, это стало бы большим подспорьем в деле подготовки в первую очередь преподавателя. Следует отметить, что студенты, как специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», так и специальности «Прикладная информатика в экономике» с огромным интересом используют эти продукты для самоподготовки.

Другим событием, представляющим большой интерес, стал выпуск электронного варианта книги Радченко М. Г. «1С:Предприятие Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы» по очень маленькой цене, почти бесплатно, причем предлагаются несколько вариантов оплаты, в том числе и мобильный, что для отдаленных регионов России является, весьма привлекательным. Студенты специальности «Прикладная информатика в экономике» активно приобретают и используют это учебное пособие в своей домашней самостоятельной подготовке в паре с версией для обучения программированию на компьютере.

Таким образом, оснащая учебный процесс в ВУЗе новыми информационными технологиями фирмы 1С, оперативно доступными и не дорогими для регионов, поставленная нами задача модернизации учебного процесса может быть решена в части информационной составляющей, не только при существующей традиционной для России, схеме подготовки специалистов, но даже на двухуровневой системе подготовки кадров: бакалавров и магистров.

При двухуровневой системе подготовки кадров, на наш взгляд, следует распределить, и дозировано подавать материал информационных технологий компании 1С вместе с основным материалом конкретной дисциплины уже согласно нового государственного стандарта. Практика покажет, насколько верно были сделаны ориентиры, и что следует модернизировать на втором этапе инноваций в высшем профессиональном образовании.

Некоторые аспекты проведения преддипломной практики и подготовки выпускных квалификационных проектов на базе партнерской сети фирмы "1С"

Организация преддипломной практики и работы над дипломным проектом для специальности «Прикладная информатика (в экономике)» представляет собой сложный и многоаспектный процесс. Сюда же включаются взаимосвязи с фирмой партнером компании 1С. Все это накладывает большие меры, предпринятые для обоюдовыгодного партнерства, с одной стороны - кафедры ИСЭ, с другой стороны – ООО Регистр, в нашем случае партнера фирмы 1С.

Вопросы возникают, когда идет процесс выбора темы дипломного исследования. Фирма ООО Регистр, а также и другие партнеры, предлагают небольшие задания на доработку ИС заказчика, а для выбора темы необходимо задание хотя бы средней сложности, и в тоже время полное и законченное решение задачи. Здесь сказывается фактор неуверенности в профессиональной подготовке студента – дипломника. В связи с этим встает проблема качественной полготовки студентов на младших и старших курсах обучения в Вузе, особенно в плане конфигурирования, администрирования и программирования в среде 1С:Предприятие 8.

Выполненные в прошлые годы дипломные работы показывают о хорошей квалификационной подготовке дипломников, овладевших и применивших свои знания, умения и навыки в разработке прикладных решений в системе 1С:Предприятие 8.1. В этом и немалая заслуга партнера 1С – ООО «Регистр».

В тоже время, это придает стимул к совершенствованию учебного процесса в инновационном направлении. Партнеры в нашем городе фирмы 1С еще не готовы, в силу своей незаинтересованности расширять сотрудничество в подготовке студентов.

А интерес возможен обоюдный. Для Вуза – это база практики и квалифицированная поддержка дипломника, пополнение штата кафедры аттестованными специалистами 1С. Для партнера 1С – это в первую очередь отбор на замещение вакансий на должности фирмы, а во-вторых, использование практикантов – дипломников малозатратно и выгодно с позиций помощи в работе, при высокой нагрузке трудовой деятельности личного персонала фирмы, а в-третьих, это скрытая форма рекламы партнера через Вуз.

Таким образом, выстраивается взаимовыгодная грань сотрудничества между Вузом и партнером фирмы 1С.

Такая продуманная поддержка позволяет выпускнику более уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Делая выводы можно предложить некоторую модель подготовки специалиста по прикладной информатике (в экономике).

А именно, вырисовывается определенный стандарт автоматизированного рабочего места студента, дополненный необходимыми видами обеспечения:

  • организационно – методическое
  • программное
  • техническое
  • информационное
  • правовое
  • эргономическое и другие

Такой подход позволяет целенаправленно определить затраты на подготовку и спланировать ресурсы, более взвешенно подходить к управлению образовательными процессами в Вузе.

Подключение ведущих научных школ по специальности в дистанционном режиме обучения посредством АРМ студента, позволит периферийным Вузам в определенной степени, соответствовать требованиям в разрешении современных проблем образования.

Дистанционный аспект получения знаний функционирует почти в каждом Вузе, но только как обособленное звено, его необходимо использовать как элемент в очном и заочном обучении. Тогда можно получить некоторую интегрированную форму обучения.

Инновационное образование не может существовать без определенных финансовых вложений, а тем более, информационные технологии, направленные в эти потоки.

Владение инструментарием, заложенным в системе 1С:Предприятие 8.1, позволяет специалисту качественно и с меньшими затратами разрабатывать информационные системы на заказ, как единолично, так и в групповом варианте работы разработчиков, этот стандарт прогрессивен и несет новаторские идеи.

Студент получив такие знания, умения и навыки вполне может быть конкурентоспособен на рынке труда.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta