home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЛАДЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯМИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ АППАРАТА НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ

Тихомирова Анна Николаевна (anna@butovo.com)
доцент
Клейменова М.Г.
Сидоренко Е.В.
Московский инженерно-физический факультет (Национальный исследовательский ядерный университет), г. Москва

Аннотация
Статья посвящена описанию методологии определения соответствия профессорско-преподавательского состава требованиям в области ИКТ на основании компетентностного подхода. Для принятия решения о необходимости повышения квалификации конкретного работника образования используется методика нечеткого вывода.

Активные изменения в образовании требует соответствующей динамики переподготовки педагогических кадров. В настоящее время, вследствие усиления личностного начала в структуре ценностей, доминанты интеллектуального и культурного потенциалов, преподаватель становится субъектом модернизации образования. Для этого необходима методика, позволяющая объективно оценивать многочисленные качества работников образования. Такая методика в значительной степени может базироваться на компетентностном подходе.

Основным результатом профессиональной деятельности работников образования является качественный специалист, личные и служебные характеристики которого удовлетворяют основным нормам и требованиям. Совокупность этих качеств определяет методику, согласно которой у обучаемого в процессе обучения целенаправленно формируются необходимые компетенции. Для корректного составления такой методики сами работники образования должны обладать той частью компетенций, за формирование которых отвечает соответствующий блок в разрабатываемой методике. В этой связи становится прозрачным тот факт, что набор требуемых компетенций обучаемых влияет на набор компетенций, который нужен тем, кто обучает. Иными словами, правильно сформированные требования к компетенциям работников образования и контроль за их выполнением (по сути, за профессиональной пригодностью) является необходимым (но, к сожалению, не достаточным) условием поддержания качества образования на требуемом уровне.

Для определения результатов обучения предлагается использовать разработанную модель компетенций выпускника, специализирующегося в области информационных и коммуникационных технологий. Для этого в модель компетенций заложены требования государственных образовательных стандартов 3-го поколения, ожидания работодателей, выраженных в виде набора профессиональных стандартов в области ИТ-технологий и мировой опыт преподавания программной инженерии и информатики в университетах.

Интегрируя все указанные требования, модель компетенций можно представить следующим образом.

  1. Личностные качества
    1. Ответственность за принимаемые решения
    2. Стремление добиваться поставленных целей
    3. Поиск и освоение нового
    4. Коммуникативные характеристики
  2. Профессиональная квалификация
    1. Квалификационный лист
    2. Методическая квалификация
    3. Педагогические качества
    4. Результативность преподавания
  3. Восприимчивость к инновациям
    1. Потребность к углублению знаний в области ИКТ
    2. Организация личного информационного пространства
    3. Обучение коллег ИКТ
    4. Разработки
  4. Уровень использования ИКТ
    1. Использование технических средств
    2. Использование ЭОР
    3. Использование Интернет-ресурсов
  5. Уровень владения ИКТ
    1. Офисные пакеты
    2. Информационно-образовательная среда
    3. Специализированные программы
    4. ИС управления предприятием

В формировании компетенций обучаемых принимает участие несколько категорий работников образования и их влияние на результат может быть различно. Категории работников определяются на основании функциональных составляющих учебного курса: разработка курса, непосредственно его прочтение и инженерное сопровождение.

При оценке совокупности различных качеств педагогических работников, равно как и при решении любой другой задачи, связанной с многокритериальным анализом, наибольшую сложность представляет процедура объективного определения весов каждого свойства. Очевидно, что различные свойства кандидатов имеют разное влияние на интегральную оценку их профессиональной пригодности вообще и эффективности мер по повышению их квалификации в частности.

Если рассматривать проблему с формальной точки зрения, то можно утверждать что педагогический работник — это объект, который имеет некоторый набор характеристик. Указанные характеристики имеют различную степень важности при оценке профессиональной пригодности работника образования.

При сравнении нескольких объектов с целью определения дальнейших действий необходимо специальным образом задать целевую функцию. Математическая модель, в этом случае, называется моделью потребительского выбора, в которой благами являются критерии (характеристики) работника образования, а степень важности этих критериев для оценки итоговой эффективности процесса обучения и последующей отдачи соответствуют весовым коэффициентам выбранных критериев. Потребительский набор (k1, k2, …, km) в этом случае — это вектор, координаты которого равны абсолютному значению критериев качества. На множестве потребительских наборов (k1, k2, …, km) определена функция u(k1, k2, …, km), которая называется функцией полезности.

Поскольку функция полезности определяется индивидуально исходя из конкретных рекомендаций, исследований, потребностей и предпочтений, то необходим механизм, позволяющий выявить степень желательности каждого конкретного свойства. Такого рода относительная желательность обычно определяется при помощи весов. Для того чтобы минимизировать погрешность и снизить последствия непродуманного (ошибочного) выставления весов, предлагается использовать основанный на парных сравнениях метод анализа иерархий.

В результате исследования, проведенного на основе метода анализа иерархий Т.Саати [1], были получены следующие результаты:

Для разработчика курса наиболее важными характеристиками являются:

  • профессиональная квалификация — педагогические качества
  • уровень использования ИКТ — использование технических средств

Для преподавателя курса наиболее значимыми характеристиками являются:

  • личностные качества — коммуникативные характеристики
  • профессиональная квалификация — педагогические качества

Для инженерного сопровождения курса наиболее значимыми характеристиками являются:

  • личностные качества — ответственность за принимаемые решения
  • уровень владения ИКТ — информационно-образовательная среда

Компетенции работников образования влияют на формирование той или иной компетенции выпускника. Данная методика позволяет подсчитать это влияние по двум направлениям:

  1. Вклад в компетенцию — каждый участник учебного процесса вносит свои знания в формирование у выпускника определенной компетенции. В совокупности вклад всех участников в формирование данной компетенции составляет 100%
  2. Вклад в курс — все преподаватели в процессе учебного процесса своими знаниями полностью формируют 100% усвоение студентами всего курса

Проведение контролирующего мероприятия для профессорско-преподавательского состава можно осуществлять в виде тестирования, как инструмента для выявления базового уровня компетенций. При разработке тестовых заданий необходимо учитывать тот факт, что правильный ответ на вопрос должен в полной мере отражать владение той или иной компетенцией. Грамотно построенное и проработанное тестирование точно покажет, в какой степени преподаватель владеет той или иной компетенцией [2]. На основе анализа полученных результатов целесообразно составлять рекомендации по дальнейшему направлению работы преподавателя, по совершенствованию тех или иных знаний, навыков или умений.

Заключительным этапом является принятие решения о необходимости (или отсутствии такой необходимости) повышения квалификации данного преподавателя.

Пороговое значение — тот минимальный уровень компетентности, которой должен быть у преподавателя, чтобы он потенциально мог формировать у студентов ИКТ-компетенции на должном уровне. Предположим, что какой-то преподаватель по результатам тестирования не преодолел пороговое значение степени владения ИКТ-компетенциями. В этом случае явно присутствует необходимость повышения квалификации. Однако не всегда удается точно ответить на вопрос, какие именно курсы повышения квалификации необходимо провести для данного конкретного преподавателя. Для решения данной проблемы могут применяться модели, построенные на основе нечеткой логики, в рамках которых формируются определенные правила, отражающие зависимость уровня необходимости проведения конкретных курсов повышения квалификации от уровня текущего владения группами компетенций [3], и затем эти правила корректируются по итогам того, как в реальной ситуации изменился уровень владения компетенциями после прохождения курсов.

Тестирование является весьма эффективным средством контроля, однако одной из основных проблем является сложность интерпретации результатов, так как результаты чаще всего являются неформализованными, нечеткими или приближенными. Следовательно, выводы/рекомендации о прохождении курсов также будут нечеткими. Каждая из 5 групп компетенций представляет собой лингвистическую переменную "уровень владения", полное терм-множество значений которых, например, может быть T = {T1 = Значительный, T2 = Существенный, T3 = Отсутствующий}. В зависимости от того, сколько баллов набрал преподаватель по данной группе компетенций, можно судить о степени принадлежности данного результата конкретному терм-множеству. После того как получены все степени принадлежности, на основании набора правил — нечеткой базы знаний, определяющей зависимость между соотношениями входных переменных и конкретной выходной переменной, — вычисляется значение истинности для предпосылки каждого правила, а затем происходит объединение полученных значений. В результате формируется набор рекомендаций по необходимости посещения конкретных курсов с обязательным указанием степени этой необходимости для данного преподавателя.

Литература

  1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993
  2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., "Интеллект центр", 2001
  3. Яхъяева Г.Э. Нечеткие множества и нейронные сети. М.: Бином, 2006

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta