home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ОПЫТ ИТ-ПОДГОТОВКИ НА НЕПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

Тунаков Алексей Павлович (tunakov@kgts.ru)
д.т.н., профессор, член-корреспондент АН РТ
Казанский Государственный технический университет — КАИ

Аннотация
В настоящее время нельзя получить высшее образование, независимо от специальности, не научившись владеть компьютером и Интернетом на уровне поль-зователя. Организовать полноценную ИТ-подготовку в рамках одной или нескольких дисциплин, по нашему мнению, в принципе невозможно. Единственный вы-ход заключается в использовании ИТ в большинстве дисциплин, преподаваемых в вузе. В перспективе нужно поставить дело так, чтобы ни одну из вузовских дисциплин нельзя было изучить и сдать, не используя ИТ. Они должны пронизывать весь учебный процесс. Описывается опыт этой работы.

На заре развития ИТ-подготовки занятия со студентами проводились одинаково с другими предметами. Их всегда вели преподаватели кафедр ИТ. На непрофильные специальности обычно выделялись менее квалифицированные преподаватели, и отношение к занятиям не всегда было добросовестным. Даже получило распространение жаргонное название этого курса "Мурзилка". В результате уровень знаний студентов непрофильных специальностей по ИТ был совершенно не удовлетворительным. Несмотря на значительное количество часов лекций и лабораторных работ, студенты просто не умели работать на компьютерах.

В настоящее время дело изменилось коренным образом. Все выпускники высшей школы, независимо от специальности, должны свободно владеть компьютером, и большинство действительно владеют. Иногда высказывается мнение, что на некоторых специальностях компьютеры и не очень нужны. Оно легко опровергается. Для этого достаточно использовать два тезиса.

  1. Нет, и не может быть наук, в которых бы отсутствовала необходимость хранения информации. Ведь главная цель любой науки заключается в получении новой информации. Лучший способ хранения — на компьютере
  2. Нет, и не может быть наук, в которых бы отсутствовала необходимость оформления результатов. Лучший способ оформления, конечно, на компьютере

Все бескомпьютерные способы в настоящее время неконкурентоспособны. Конечно, в большинстве наук компьютеры используются более широко и для самых различных целей. Сейчас вопрос стоит так: нельзя получить высшее образование, независимо от специальности, не научившись владеть компьютером и Интернетом на уровне пользователя. В развитых странах основное изучение компьютеров даже перенесли в колледжи. Поэтому сдается вступительный экзамен в вузы по компьютерной грамотности. В России тоже планировалось ввести его с 2000 года, но потом об этом забыли.

Регулярно проводимые опросы показывают, что в настоящее время более 90% студентов имеют компьютеры дома. По некоторым специальностям число таких студентов доходит до 100%. Кроме того, в университете имеются общедоступные Интернет-салоны, в которых можно за небольшую плату заниматься любыми работами на компьютере. Это значительно облегчает обучение. Студенты даже первого курса уже имеют некоторую подготовку по компьютерной грамотности. Ее надо только совершенствовать. Отпадает проблема нехватки машинного времени.

Главный вопрос заключается в том, чему учить? В настоящее время почти что все программное обеспечение разрабатывается в специализированных фирмах, среди которых бесспорно лидирует Microsoft, т.е. программы пишут только профессионалы. Следовательно, на непрофильных специальностях нет никакой необходимости изучать алгоритмические языки даже простейшие и заниматься программированием. Надо учить только уверенной эксплуатации купленного ПО. Важен его правильный выбор.

По нашему мнению, на любых специальностях следует в первую очередь осваивать семь перечисленных ниже систем. Большинство из них разработано фирмой Microsoft.

  1. Windows — это наиболее распространенная операционная система. Надо выбирать более новую версию и желательно одну и ту же на всех кафедрах. Правда последняя версия Vista оказалась неудачной. Очевидно будущее за версией Windows 7. Аналоги Linux, UNIX, и другие слишком мало распространены и поэтому нецелесообразны в учебном процессе
  2. Word — текстовый редактор, получивший наибольшее распространение. Возможные аналоги мало употребительны
  3. Access — обеспечивает хранение информации. Имеются аналоги, обладающие большими возможностями и более распространенные. Например, SQL Server, Oracle, DB2, Informix, Works и другие. Выбран Access изза невысокой цены и потому, что удобнее использовать ПО одной фирмы
  4. Excel — это наиболее употребительные электронные таблицы. Они очень удобны для любых несложных расчетов, в особенности массовых. Приемлемых аналогов нет. Lotus 1-2-3 безнадежно устарел
  5. Internet Explorer — обеспечивает выход в Интернет. Возможные аналоги Netscape Navigator (AOL), Firefox (Mozilla Foundation), Opera (Opera Software, Норвегия). Они имеют хорошие возможности, но слишком мало распространены
  6. Promt — предназначен для машинного перевода с иностранных языков на русский и обратно. Он разработан фирмой Promt (Санкт-Петербург). В полной версии используются шесть языков (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский и русский). Будет создана единая международная система переводов на 146 основных языков мира. Для ее создания приглашена из России единственная фирма Promt, поэтому она и выбрана. Возможные аналоги Socrat, Lingvo, Polyglossum, Stylus, Контекст, X – Translator Platinum, X – Translator Gold Promt, Translation`s Workbench фирмы Trados
  7. NOD 32 — это система антивирусной защиты, разработанная в Чехии. Возможные аналоги, наиболее распространенные в России: Kaspersky Anti-Virus (AVP), Dr. Web (Диалог – Наука), Norton AntiVirus (Symantec Corp.), Avast (Чехия). Выбор был обусловлен только тем, что эта система наиболее распространена в нашем университете

Подчеркиваю, что эти рекомендации минимальные и для всех специальностей, включая гуманитарные. Для каждой конкретной специальности нужны дополнительные рекомендации, которые разрабатываются выпускающими кафедрами. Например, для всех инженерных специальностей нужна одна из систем компьютерной графики. Наиболее распространена в учебном процессе систем Компас (фирма Аскон, Санкт-Петербург). Применяются также Адем, Автокад и другие. Лучшие промышленные системы, такие как Pro/ENGINEER (Parametric technology), CATIA (Dassault Systems), Unigraphics (EDS) недоступны для вузов из-за высокой стоимости, при отсутствии богатых спонсоров.

Для специальностей, включающих большое число различных расчетов можно рекомендовать ANSYS, NASTRAN, STAR-CD, Maple, Mathcad, Mathematica, Matlab, STATISTICA, Statgraf и другие. Часто бывают нужны электронные карты, точнее геоинформационные системы (ГИС). У нас используются ГИС для Москвы, Казани, России и всего мира. Среди юридических систем наиболее популярна Консультант плюс. Удобны обучающие системы. Они чаще используются для изучения иностранных языков (английский, немецкий), а также для освоения слепой набивки на клавиатуре. В этом случае часто рекомендуют использовать эргономичную клавиатуру, которая поставляется совместно с ПО. Целесообразны системы для организации личной работы, например, Oulook или The Bat, и для презентаций Power Point.

Организовать полноценную ИТ-подготовку в рамках одной или нескольких дисциплин, по нашему мнению, в принципе невозможно. Единственный выход заключается в использовании ИТ в большинстве дисциплин, преподаваемых в вузе. В перспективе нужно поставить дело так, чтобы ни одну из вузовских дисциплин нельзя было изучить и сдать, не используя ИТ. Они должны пронизывать весь учебный процесс. Все лекции следует читать с компьютером и мультимедийным проектором. Это уже делается, но на небольшом числе кафедр. Обработку результатов эксперимента во всех лабораторных работах следует вести обязательно на компьютерах. Она не может заключаться только в набивке цифр в готовую программу. Тогда пропадает обучающий эффект. Компьютер должен обеспечивать по заданию студента анализ получаемых результатов. Все курсовые проекты должны выполняться на одной из систем компьютерной графики. Важно, чтобы она была одной и той же на всех кафедрах. Все курсовые работы должны набиваться на компьютере. Должны быть полностью исключены все ручные расчеты. Большую часть информации, необходимой для организации учебного процесса, студенты должны получать из Интернета. На сайте вуза должны быть для этого соответствующие разделы.

Главная трудность в такой организации учебного процесса возникает из-за недостаточной подготовки многих преподавателей. Административные меры для принуждения преподавателей к переподготовке мало эффективны. Они обычно натыкаются на саботаж. Лучших результатов удалось добиться, когда были созданы условия для добровольной переподготовки. Периодически организовывались различные бесплатные курсы только для преподавателей. Платные курсы для всех желающих действуют постоянно. Были случаи, когда преподаватели, прозевавшие бесплатные курсы, были вынуждены заниматься на платных.

Для повышения стимула к освоению ИТ было сделано все, что можно для того, чтобы преподавателям, владеющим ИТ было легче и комфортнее работать. Например, расписание всех занятий своевременно размещается на сайте вуза. Нужные разделы его можно просто скопировать, и нет необходимости переписывать их со стенда у деканата. По электронной почте можно запросить в деканате списки студентов нужных групп. Они приходят очень быстро. Объявления о заседаниях кафедры и других мероприятиях делаются тоже по ней. Секретарь кафедры постоянно работает за персональным компьютером. Обычно их набирают из студентов вечерников. Разработанные учебные пособия принимаются только у преподавателей в электронном виде. Практикуются регулярные консультации студентов по электронной почте.

Для студентов заочников обязательны лабораторные работы по Интернет. Все необходимые учебные пособия они получают тоже по электронной почте. Но тут возникает серьезная проблема контроля самостоятельности дистанционного выполнения работ. Есть целый ряд предложений, но они еще только отрабатываются.

Важно, что студенты уже понимают, что хорошая ИТ-подготовка серьезно повышает их шансы на рынке труда. По-нашему мнению, это главный результат реорганизации учебного процесса.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta