home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Ветлов Алексей Иванович (allveto@yandex.ru)
аспирант
Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево

На протяжении последних лет в учебный процесс как активный инструмент обучения и познания стремительно включается компьютер. Однако, анализ существующих компьютерных учебников позволяет высказать мысль о том, что еще не создана приемлемая в достаточной степени методика компьютерного обучения. Компьютерные учебные курсы, чаще всего, представляют переложение на экран дисплея обычного учебника, что не облегчает, а скорее затрудняет обучение. В последнее время быстро развивается система дистанционного образования, которая существенно облегчить учебу тем, кто в силу различных причин, не может получать необходимые знания общедоступным очным образом.

В рамках информационно-коммуникационных технологий, методистами предпринимаются многочисленные усилия для создания компьютерных пособий, которые отвечают требованиям стандарта обучения.

Помимо теоретической и практической частей особое место в электронных образовательных пособиях занимает контроль знаний. Система следит за действиями ученика, фиксируя в файле протокола изучаемые им разделы учебника, ответы на соответствующие тесты и т.п. По завершении курса обучающая система выставляет предполагаемую оценку, объективность которой может установить сам педагог. Функции контроля может выполнять и компьютерный эксперимент: самостоятельно полученные теоретические результаты учащийся проверяет на опыте, а не по готовому ответу. Такой подход позволяет стимулировать познавательный интерес, сближая работу учащегося с научным исследованием.

Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения в школе сопряжено с определенными трудностями. Это объясняет фрагментарный характер использования компьютеров и недостаточную координацию соответствующих разработок, их планирования и финансирования.

При создании программных продуктов стала очевидной необходимость учета психологических особенностей обучаемых, использования материалов, обучающих межкультурной коммуникации. Актуальной стала проблема определения наиболее эффективной с точки зрения обучения комбинации средств наглядности, которая имеется в арсенале мультимедиа.

Реальной основой для развертывания рынка образовательных компьютерных технологий сегодня является домашний компьютер. По мнению экспертов, сегодня в домах россиян находится более полумиллиона компьютеров. Это означает, что уже сотни тысяч детей имеют доступ к достаточно мощному современному компьютеру в домашних условиях.

Не менее важным фактором, способствующим формированию и развитию рынка образовательных технологий для домашнего компьютера, является наличие специалистов и методистов в области применения компьютерных технологий в образовании. Сегодня разработаны и реально используются в школах компьютерные технологии, охватывающие практически весь курс средней школы.

Домашний компьютер делает доступными современные стандарты образования для каждого уголка огромной страны, в которой, не смотря ни на что, сохраняется престижность и востребованность хорошего образования.

Учитывая специфику использования домашнего компьютера можно выделить следующие его отличия от компьютера, установленного в классе:

  • индивидуальное использование
  • проблема отбора программ
  • значительное отличие компьютеров друг от друга
  • отсутствие контроля со стороны педагога
  • наличие мощных отвлекающих факторов

Индивидуальное использование. Ребенок работает с компьютером в привычной для него домашней обстановке, принципиально отличающейся от условий школы. Из плюсов выделяют отсутствие временного прессинга, комфорт, можно не бояться попасть в неловкое положение при ошибочных действиях. Но есть и минусы, которые необходимо учитывать педагогам, родителям и разработчикам компьютеров и программ учебного назначения. Проблематично организовать групповую форму работы, не к кому обратиться при возникновении проблем во взаимодействии с компьютером. Нет контроля за эргономическими и санитарно-гигиеническими условиями работы ребенка за компьютером.

Проблема отбора программ. Сегодня школа еще не может ничего предложить родителям, которые хотят использовать домашний компьютер для обучения своих детей. Одна из причин — отсутствие системы государственной сертификации программных продуктов, ориентированных на домашнее образование; отсутствие изданий, в которых систематически печатаются взвешенные рецензии на программные продукты для домашнего компьютера. В условиях отсутствия рекомендаций профессионалов родители полагаются на свое представление о процессе обучения. Трудно ожидать реального образовательного эффекта от использования домашнего компьютера при отсутствии качественных программных продуктов, отобранных специалистами.

Значительное отличие компьютеров друг от друга. Критерии и возможности выбора компьютера для дома существенно отличаются от тех, которые закладываются в проект школьного компьютерного класса. Большое разнообразие компьютерной техники и программного обеспечения порождает две проблемы. Во-первых, нет возможности сформулировать единые рекомендации по нормам времени и другим условиям работы школьника с домашним компьютером. Во-вторых, усложняется проблема поиска программного обеспечения, соответствующего возможностям реального домашнего компьютера.

Отсутствие контроля со стороны педагога. Лучшие образовательные программные продукты сегодня разрабатываются в составе программно-методических комплексов, включающих детальные методические рекомендации для учителя. Эти рекомендации позволяют получить максимальный эффект от применения конкретного продукта. Для домашнего компьютера сегодня отсутствуют такие рекомендации. В этих условиях процесс обучения с использованием домашнего компьютера становится неуправляемым. Это также снижает эффективность компьютерного обучения в домашних условиях.

Наличие мощных отвлекающих факторов. Домашний компьютер сам по себе становится мощным дополнительным отвлекающим фактором, так как зачастую является источником развлечения. Поэтому необходимо уделять повышенное внимание созданию положительной мотивации для образовательного использования домашнего компьютера.

Методисты выделяют следующие модели использования домашнего компьютера в системе образования.

Домашний компьютер используется без ведома учителя. Компьютер выполняет роль домашнего репетитора. В этом случае родители совместно с учителем определяют, какие программные продукты могут помочь ребенку при изучении конкретного курса. Обучающая система должна обеспечить консультацию по любому разделу школьного курса, в поддержку которого она создана. Это могут быть демонстрации, компьютерные энциклопедии, разного рода конструкторы, редакторы, тренажеры, тесты и т.д. Возможно, как дополнение, использование видео материалов. Со стороны родителей нужна готовность помочь ребенку в освоении тех систем, которые будут использоваться при выполнении домашних заданий.

Систематическое использование компьютера, как в классе, так и дома. Компьютер в классе может использоваться учителем при разного рода демонстрациях, при объяснении нового материала, в качестве лабораторного стенда при проведении лабораторных работ, для выборочного или фронтального тестирования учащихся и для многого другого. Домашний компьютер в рамках этой модели оснащается теми же программами, что и в классе. Например, учитель в классе демонстрирует и отрабатывает со школьниками выполнение лабораторной работы. Сама же работа выполняется ребенком дома, и он отчитывается с помощью протокола выполнения, представленном на дискете. Эта модель может быть реализована при изучении информатики, физики, математики, черчения и некоторых других предметов.

Использование компьютера для дополнительного образования. Эта модель ориентирована на возможность получения дополнительного образования. Сюда можно отнести: подготовку к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, самостоятельное углубленное изучение отдельных школьных дисциплин. Соответствующие системы могут быть реализованы в форме электронного учебника, то есть единой компьютерной программы, обеспечивающей получение определенного уровня заданных знаний, навыков и умений. Другой вариант дополнительного образования с использованием компьютера может быть построен на основе классического учебного пособия, предполагающего работу читателя не только с книгой, но и с набором компьютерных программ, позволяющих выполнять упражнения, лабораторные работы, осуществлять самостоятельный контроль результатов обучения.

Домашнее образование ребенка, который по тем или иным причинам не может посещать школу. Компьютер может оказаться практически незаменимым средством обучения в случае, когда ребенок по той или иной причине длительное время не посещал школу. В этой ситуации помогут электронные учебники и методические пособия, привязанные к школьной программе и к стандартам образования. Соответствующая модель должна предполагать систематическую работу ребенка с компьютером под руководством родителей и с их участием.

Перечисленные модели использования домашних компьютеров и электронных учебников в системе образования не являются единственными, а только иллюстрируют возможности их применения.


В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta