Методические аспекты внедрения рейтинговой системы оценивания в учебный процесс технического ВУЗа

Авторы: Гресс Екатерина Сергеевна 1
Ященко Наталья Юрьевна 2
Крылов Сергей Сергеевич 3
1 Московский Авиационный Институт (Национальный исследовательский университет), 2 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ НИУ, 125993, г. Москва, A-80, ГСП-3, Волоколамское шоссе, д. 4, 3 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ НИУ, 125993, г. Москва, A-80, ГСП-3, Волоколамское шоссе, д. 4

Требование объективности оценивания знаний студентов определяет устойчивую тенденцию к формализации процесса обучения. IT-индустрия является слабоформализованной областью знаний, с богатым выбором программных средств, архитектур и технологий, которые, в свою очередь, непрерывно развиваются и совершенствуются. Все это определяет специфику преподавания IT-дисциплин в техническом ВУЗе.

Из множества требований ФГОС ВПО 3 [1] к дидактическим единицам учебного плана в IT-дисциплинах можно выделить два приоритетных:

- логичность, последовательность и математическую обоснованность;

- актуальность, востребованность и практическую направленность.  

В первом случае, хороший результат, проверенный в МАИ, достигается при реализации следующей цепочки: от базовых математических знаний и теории алгоритмов и структур данных через языки и среды программирования к сложным информационным и вычислительным системам. Второе требование предполагает обоснованный выбор языковых и инструментальных средств реализации спроектированной архитектуры в соответствии с техническим заданием. Хотя большинству преподавателей эти требования понятны, набор и адекватность критериев оценки знаний и навыков студентов требуют формализации.

Рейтинговая система ВУЗа с гибкой шкалой оценок может рассматриваться как инструмент статистического анализа дидактических единиц и разделов дисциплин для преподавателей, заинтересованных в совершенствовании своего курса.

Показатели персонального рейтинга студентов в группе, отбраковка и доработка заданий с низкой дифференцирующей способностью, гибкая модификация курса в пределах дидактических единиц в зависимости от подготовки студентов, повышение мотивации студентов, вариативность настроек и критериев оценивания, реализация индивидуального подхода в обучении — вот далеко не полный перечень возможностей рейтинговой системы [2].

В настоящее время в МАИ на платформе 1C: Предприятие [3] разрабатывается модульно-рейтинговая система, основанная на контрольных точках. Их разнообразие (базовые, семестровые, дополнительные и др.) и гибкий алгоритм обработки рейтинговых показателей позволяет выявить сильные и слабые стороны каждой учебной дисциплины с учетом большого набора управляющих параметров, оперативно внести соответствующие изменения, таким образом, улучшая качество преподавания IT— дисциплин.

Список использованных источников
  1. http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  2. Гресс Е.С., Слесарев А.В., Ященко Н.Ю. Информационно-Аналитическая Система МАИ НИУ: модульно-рейтинговая система. Сборник научных трудов двенадцатой международной научно-практической конференции ''Новые информационные технологии в образовании: Формирование новой информационной среды образовательного учреждения с использованием технологий ''1C'' 31 января – 1 февраля 2012 г.'' Часть 2. – М.: ООО ''1С-Паблишинг'', 2012. с. 50 – 54.
  3. http://v8.1c.ru
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное