Модели взаимодействия бизнеса и высших учебных заведений

1 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 3 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Доклад подготовлен на кафедре КИС факультета бизнес-информатики НИУ "ВШЭ" и посвящен опыту реализации моделей взаимодействия бизнеса и высшего учебного заведения.

 

Прямое взаимодействие бизнеса с учащимися и профессорско-преподавательским составом ВУЗов с каждым годом приобретает все большее значение. Любой бизнес нуждается в молодых инициативных кадрах, способных генерировать новые идеи. Базовая теоретическая подготовка позволяет студентам – будущим бакалаврам и специалистам – осуществлять комплексный подход к большинству проблем, с которыми может столкнуться бизнес в современных российских реалиях.

Заинтересованность студентов во взаимодействии бизнеса и ВУЗа также очень велика. Бизнес-структуры позволяют студентам приобрести бесценный опыт работы и научиться применять на практике десятки изученных в университете дисциплин.

Виды моделей

В настоящее время можно выделить три основные модели взаимодействия бизнеса с высшими учебными заведениями. Приведенные ниже модели зачастую дополняются или комбинируются друг с другом в зависимости от текущей ситуации и первостепенных потребностей компании-коммуникатора. Каждая модель имеет свои плюсы и свои минусы.

1. Модель работающего студентазаключается в том, что компания предлагает студенту рабочее место на условиях, позволяющих ему сочетать работу и учебу.

2. Модель дополнительного обучения студентовпредполагает знакомство компании с особенностями образовательной программы в высшем учебном заведении. Такое взаимодействие должно завершаться созданием специализированного учебного курса на основании полученных данных о работе студентов-практикантов. Созданный курс в дальнейшем будет читаться кем-либо из сотрудников компании. Такой подход хорош для определения курсов по выбору.

3. Модель аутсорсинга исследованийприменяется в том случае, когда компания заинтересована в научном изучении тех или иных проблем и вопросов. Аутосорсинг включает в себя как предоставление необходимых для анализа данных студентам и преподавателям, так и дополнительное финансирование таких исследований и получение необходимого результата. Исследования могут выполняться в таких формах, как курсовые и дипломные работы, диссертации и др.

Заключение

            Проблема взаимодействия бизнеса и образования является ключевым фактором, от которого зависит успешное развитие как экономики, так и образовательной системы. Сегодня перед представителями рыночных компаний и ВУЗов стоит задача выработать наиболее эффективную модель, которая смогла бы сгладить очевидные минусы существующих ныне моделей и способствовать дальнейшему развитию заложенных в них позитивных элементов.

Для национальных исследовательских университетов, каким является НИУ «ВШЭ», одной из важнейших задач является организация научно-исследовательской работы.

Кафедра КИС факультета бизнес-информатики успешно применяет все изложенные модели: приглашение в состав кафедры представителей бизнеса, проведение научных школ на бизнес-темы, определение тем исследований со стороны бизнеса, приглашение представителей реального сектора на защиту курсовых, ВКР, диссертаций и готова поделиться своим опытом.

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  бизнес, высшее учебное заведение, национальный исследовательский университет, НИУ "ВШЭ"