Роль системы сетевого обучения в решении задач инженерного образования в области информационных технологий

Авторы: Назаров Алексей Иванович 1, доктор педагогических наук, доцент, Почетный работнк ВПО
Ершова Наталья Юрьевна 2, кандидат физико-математических наук, доцент
Научный руководитель: Назаров Алексей Иванович 3, доктор педагогических наук, доцент, Почетный работнк ВПО
1 Петрозаводкий государственный университет, 2 Петрозаводкий государственный университет, 3 Петрозаводкий государственный университет
Рассмотрены отдельные этапы подготовки ИТ специалиста: этап естественнонаучной подготовки для формирования ключевых общекультурных компетенций, приобретение навыков самостоятельной работы и умений добывать знания в информационной среде, мотиваця к самообразованию, формирование инструментария для оценки степени владения компетенциями.

Сетевое обучение открывает новые возможности формирования и оценивания общекультурных и профессиональных компетенций будущих инженеров в области информационных технологий (ИТ). Это в частности достигается путем:

·  создания открытой образовательной среды;

·  выбора коммуникативных средств, обеспечивающих деятельностный характер обучения и эффективность самостоятельной работы студентов;

·  индивидуализации процесса обучения;

·  внедрения балльно-рейтинговой системы оценки знаний в режиме on-line.

Рассмотрим отдельные этапы подготовки ИТ специалиста.Использование этапа естественнонаучной подготовки для формирования ключевых общекультурных компетенций, таких как:

1) осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

2) формирование навыков работы с компьютером как средством управления информацией;

3) способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

Формирование этих компетенций осуществляется с помощью ИТ и коммуникационных технологий через освоение предметных знаний, приобретение умений в процессе выполнения индивидуальных и групповых заданий цикла естественнонаучных дисциплин, формирование личностных качеств на всем протяжении учебы.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями добывать знания в информационной среде, формирование мотивации к самообразованию. Решению этой задачи способствуют востребованные системой сетевого обучения виды деятельности студентов, в том числе:

·   работа с учебным и научным оборудованием в режиме удаленного доступа с использованием проводных и беспроводных технологий, в т.ч. GSM-технологий;

·   самостоятельная работа в информационной сети в рамках подготовки к семинарам, практическим и лабораторным занятиям;

·   использование компьютерных тренажеров и обучающих программ для формирования умений и навыков решения задач по физике;

·   самотестирование в режиме on-line с оперативным доступом к результатам тестов;

·   синхронный и асинхронный диалог с сокурсниками и преподавателями по схеме субъект – информационная образовательная среда – субъект;

·   участие в коллективных проектах, в теле- и видеоконференциях, вебинарах и т.д.

Формирование инструментария для оценки степени владения компетенциями. Например, способность получения и обработки информации может быть оценена через такие виды деятельности как полнота функционального использования и частота обращений к удаленному оборудованию, качество и количество полученной и обработанной информации на лабораторных работах, полнота информации, полученная из электронных источников и т.д.

Эффективность овладения общекультурными и профессиональными компетенциями, приобретение в образовательном процессе опыта решения жизненно важных проблем способствуют мотивации самообразования, осмыслению и личностному восприятию принципа непрерывного образования.

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  сетевое обучение, инженерное образование, компетенции в области ИТ, оценка владения компетенциями