Интернет как средство формирования информационной компетенции студентов СПО

1 государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум», 2 государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невинномысский энергетический техникум»
Одним из направлений модернизации образования является его информатизация, под которой понимается обеспечение сферы образования методологией и практикой использования средств информационных технологий, ориентированных на достижение целей обучения. В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности. В статье рассказывается, как информационные компетентности можно формировать на уроках информационных технологий.

Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информационных технологий, прежде всего, отводится роль для развития информационной компетенции. В самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Информационную компетентность можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, одной из основных целей, встающих перед нами, как преподавателями информационных технологий, является повышение уровня информационной и учебно-познавательной компетентностей учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Формирование у обучающихся ИКТ-компетентности на уроках информационных технологий позволяет уделить особое внимание формированию таких познавательных навыков как доступ к информации, ее создание, передача. Во многом этому способствует внедрение в образовательный процесс Интернет. Обладая колоссальными информационными возможностями и, предлагая серьезный набор услуг, Интернет является одним из эффективных средств формирования ИКТ-компетентности.

Серьезное отношение к работе в Интернет предполагает переход от концепций "найти хоть что-нибудь" и "найти все что есть" к задаче получить только нужные документы, соответствующие теме запроса. В этих условиях особое значение приобретает методика обучения студентов технологии поиска информации. Для обучения поиску и сбору информации в сети Интернет используются следующие виды учебных заданий:

-    ·подготовка и написание реферата;

-    ·составление аннотированных ссылок по теме;

-    ·подготовка рецензии на сайт по изучаемой теме;

-    ·сбор материалов к заданной теме.

Выполнение таких заданий способствует развитию познавательных навыков «определение информации» и «доступ к информации», входящих в структуру ИКТ-компетентности.

Достоинство Интернета в том, что он расширяет среду общения до размеров земного шара. В этой простоте кроются опасности: возникает иллюзия доступности и вседозволенности. Поэтому, важное значение приобретает формирование следующих познавательных навыков, составляющих структуру ИКТ-компетентности: знание правил общения, умение воздерживаться от провокационных высказываний, умение грамотно цитировать источники.

Эти навыки формируются при выполнении следующих видов заданий:

-    переписка между отдельными учащимися, или преподавателем и учащимися;

-    обсуждение заданной темы в форуме или чате;

-    виртуальная встреча (учащиеся могут обратиться с вопросом к известной личности);

-    видеоконференции.

Третье направление использования Интернет - это публикации. Под руководством преподавателя-предметника и преподавателя информатики ребята могут выполнять следующие задания:

-    ·создание тематических веб-страниц;

-    ·публикация рефератов на сайте;

-    ·публикация лучших работ учащихся на сайте учебного заведения;

-    ·участие в Интернет-конкурсах.

Таким образом, компетентность формируется не в результате действий преподавателя, а как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта.

Список использованных источников
  1. 1. Босова Л.Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода. // Педагогическая информатика, 2005, №2
  2. 2. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – №3
  3. 3. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций.// Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm. - В надзаг: Центр дистанци-онного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru
  4. 5. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Среднее профессиональное
Ключевые слова  Ключевые компетенции, информационно-коммуникационная компетентность, информационная культура, средства формирования информационной компетентности.