ПРЕПОДАВАНИЕ ИТ-ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

Автор: Голицына Ирина Николаевна, кандидат физико-математических наук, доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет
В статье сформулированы особенности образовательной среды современных ИТ -специалистов. Описан опыт создания электронных образовательных ресурсов «Сетевая экономика» и «Мировые информационные ресурсы» с использованием технологии вики. Создание электронных образовательных ресурсов формирует основу для организации мобильного обучения.

 

Важной составляющей учебного процесса при подготовке современных ИТ- специалистов становится формирование образовательной среды, удовлетворяющей требованиям времени.

Чтобы удовлетворять требованиям времени, образовательная среда ИТ - специалиста должна [1]: 

  • быть междисциплинарной,включающей, например, знания в области ИТ и экономики, управления или другой предметной области;
  • быть способной к  изменениям  в соответствии с быстрыми изменениями профессиональной среды;
  • иметь систему непрерывного сохранения и приумножения знаний;
  • способствовать формированию универсальных специалистов;
  • способствовать формированию специалистов, способных быстро разобраться в новых технологиях и научиться работать с ними.

Средствами технологии вики в сотрудничестве со студентами специальности «Прикладная информатика (в экономике)» нами были созданы электронные учебные курсы «Сетевая экономика» (http://ru.wikibooks.org/wiki/Сетевая_экономика) [2], «Мировые информационные ресурсы»  (http://ru.wikibooks.org/wiki/Мировые_информационные_ ресурсы). Работа по созданию электронных учебных курсов  показывает, что для современных студентов виртуальное пространство является привычной средой для обучения и создания учебных ресурсов, которые могут использоваться и совершенствоваться в сотрудничестве с преподавателями и другими студентами.Работа в асинхронном режиме позволяет использовать необходимые источники информации в удобное для каждого из участников время, привлекать экспертов и новых участников к обсуждению и апробации создаваемого ресурса. Таким образом, виртуальное пространство является областью создания нового интеллектуального продукта, который может использоваться и совершенствоваться:

  • преподавателями для организации обучения как в рамках традиционного, так и дистанционного образования;
  • студентами для изучения соответствующей дисциплины в рамках самостоятельной работы или подготовки к экзаменам;
  • профессиональными пользователями в качестве информационно-справочной системы по теме курса.

Кроме того, виртуальные образовательные среды могут стать основой для организации мобильного обучения. Наши исследования показали [3], что большинство студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании. Формирование виртуальных образовательных сред создает платформу для  входа в учебные ресурсы с мобильных устройств, тем самым позволяя использовать  широкие возможности мобильного обучения в учебном процессе.

Список использованных источников
  1. 1. Голицына И.Н. Формирование образовательной среды специалистов по информационным технологиям// VII Международная конференция «Стратегия качества в промышленности и образовании» , 3 - 10 июня 2011 г., Варна, Болгария, Материалы в 3-х томах, Том 2, Международный научный журнал Acta Universitatis Pontica Euxinus, Специальный выпуск – Днепропетровск- Варна: 2011. - с.609-611.
  2. 2. Голицына И.Н., Афзалова А.Н., Ахметова А.Р., Юсупова А.М. Формирование образовательной среды современных ИТ - специалистов.// New information technologies in education for all: Learning environment. Proceedings. ITEA-2011, Ukraine, IRTC, 22-23 November 2011 – Kiev, 2011. – c. 382-390.
  3. 3. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании. //Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество". – 2011. - V.14, N 1. - C 241-252. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14_i1/html/1.htm (дата обращения: 23.04.12)
Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Виртуальная образовательная среда, электронный учебный ресурс, мобильное обучение