Модификация учебного процесса в вузе с использованием интерактивных компьютерных технологий

Автор: Суханова Надежда Тимофеевна, кандидат педагогических наук, доцент
Нижегородский государственный педагогический университет

 

Современный период развития сферы российского образования характе­ри­зуется процессом информатизации, который предполагает реализацию воз­можно­стей информационных, коммуникационных и интерактивных технологий с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса, организационных форм и методов обучения и вос­питания.

В педагогической науке достаточно проработаны понятия интерактивной технологии и информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Однако в данном случае нас интересуют интерактивные компьютерные технологии (ИКТ), как совокупность методов, средств обучения, позволяющих осуществлять целенаправленное методическое руководство учебно-познавательной деятельностью на основе интеграции информационных, интерактивных, компьютерных и педагогических технологий.

Степень применения ИКТ в вузе должна зависеть от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов студентов, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличия средств, программно-аппаратного обеспечения.

Возможны условно выделяемые три уровня использования ИКТ: эпизодический, систематический и синхронный. Интерактивные компьютерные технологии имеют аппаратную и программную составляющие.

Примером реализации аппаратной части ИКТ являются многофункциональные мультимедийные учебные аудитории - это взаимосвязанный ситуационный комплекс, призванный наладить онлайновое взаимодействие между группами учащихся.

Остановимся более подробно на использовании интерактивных досок, поскольку они являются основой современной мультимедийной аудитории.

Аппаратное обеспечение для интерактивной доски включает в себя саму доску, проектор, компьютер, громкоговорители и некоторое дополнительное оборудование.

В комплекте поставки интерактивных досок (например, Smart Board) входит программное обеспечение. Основной программой при этом является программа SMART Notebook, которая сочетает в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов, чертежной доски, электронной записной книжки и пр.

Помимо этой программы в комплект интерактивной доски SMART Board входят следующие программные средства: средство записи, видеоплеер, клавиатура и средство настройки.

Кроме того, для работы с интерактивной доской можно дополнительно приобрести программы, позволяющие расширить доступный спектр возможностей её использования: Smart Ideas, SynchronEyes, Smart Bridgit, Smart Notebook Student Edition (SE),  Smart Sync, Smart Meeting Pro, Smart Notebook Math Tools.

Интерактивные доски позволяют обогатить занятие многообразием различных методов – это и видеоклип, и использование возможностей Интернета, и мультимедийные презентации, и цветовые визуализации, и электронные образовательные ресурсы и даже использование в качестве традиционной. Они также позволяют обрабатывать тексты, объекты, производить вычисления так, что очень важно с точки зрения мотивационных аспектов.

Выбор необходимого средства осуществляется преподавателем в соответствии с поставленной педагогической задачей и наличием необходимой базы технических и иных средств обучения. Главное внимание в выборе средств и их рационального сочетания должно быть направлено на поиск путей активизации познавательной деятельности обучаемых.

Методы и средства обучения раскрываются в формах организации учебного процесса, в основных видах учебной деятельности (лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, и т.д.). При этом все виды учебной деятельности трансформируются с использованием ИКТ.

Основная концепция высшего образования – развить у студентов умения непрерывного самообразования на протяжении всей жизни. Познавательная деятельность студентов в рамках самообразования должна носить активный характер, определяющейся внутренней мотивацией, т.е. желанием учиться.

Делая акцент на интенсивную самостоятельную работу возможно получение положительных результатов при широком использовании интерактивных компьютерных технологий,  которые позволяют использовать  информацию, представленную в различном виде (текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы). При этом возможно использование электронных или мультимедийных учебников, видеолекций, интерактивных тестирующих систем, компьютерных тренажеров, информационных баз данных, сетевых ресурсов, виртуальных лабораторий.

Другая форма учебной деятельности – лекция. Лекция с использованием ИКТ позволяет изменить способы доставки учебного материала, это может быть: видеолекция, мультимедиа лекция, лекция с использованием интерактивных компьютерных технологий.

При этом видеолекция – это лекция, записанная на цифровой носитель и дополненная элементами мультимедиа, что обогащает содержание лекции, и делают ее изложение более живым и привлекательным.

В мультимедиа лекции лекционный материал сопровождается интерактивными компьютерными обучающими программы, в частности это могут быть электронные учебные пособия.

Лекции с использованием интерактивных компьютерных технологий, например: электронные тексты лекций, электронные образовательные ресурсы, опорные конспекты, электронные методические пособия для изучения теоретического материала и т.д.

В настоящее время существует достаточно большой спектр программных средств, предназначенных для создания и редактирования видео-лекций. Особое внимание в этой связи необходимо уделить программе Camtasia Studio, поскольку она проста в изучении и в тоже время позволяет создавать видеоматериалы профессионального качества и публиковать их в наиболее распространенных форматах и на любых носителях.

Практические занятия, как форма организации учебного процесса, направлены на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач. Позволяют использование электронных задачников или баз данных, в которой собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса.

Лабораторные работы направлены на объединение теоретико-методологических знаний и практических навыков студентов. Это форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса.

На лабораторных занятиях можно использовать электронные тренажеры, имитирующие реальные установки, объекты исследования и условия проведения эксперимента. Особенно они необходимы, когда в реальных условиях эксперимент затруднен или вообще невозможен для выполнения. А также содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков студентов.

Семинарские занятия, поскольку они направлены на коллективное обсуждение теоретического материала и методических вопросов курса, могут поддерживаться электронными изданиями в виде хрестоматий, сборников документов и материалов, опорных конспектов лекций, электронными учебниками и учебными пособиями.

Помимо этого можно использовать различные средства телекоммуникаций: телеконференции, интерактивные удалённые учебные пособия, виртуальные группы, свободный доступ к информационным и вычислительным ресурсам, списки рассылки, электронные доски объявлений.

Консультации сохраняются как самостоятельная форма организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности. В этом случае необходимо использование специальных учебно-методических изданий вспомогательного или справочного характера, с помощью которых студенты могли бы получать консультативную помощь. К их числу следует отнести электронные: энциклопедии, словари, хрестоматии, справочники и т.п.

Научно-исследовательская работа, осуществляемая под руководством преподавателя может использовать  не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и электронные издания, ресурсы сети Интернет - электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.

Все перечисленные формы учебной деятельности предполагают использование электронных и мультимедийных учебников.

При этом необходимо обратить внимание на программный продукт, который можно использовать для создания электронных учебников HTML Help WorkShop. Программа имеет интуитивно понятный пользовательский интерфейс, проста в освоении, позволяет создавать гипертекстовые разделы, файлы содержаний, указателей, заглавные файлы, а также прочие элементы, которые могут понадобиться для создания электронного учебника.

Мультимедийный учебник - это учебник, при создании которого используется технология мультимедиа, т.е. учебник в котором присутствуют, помимо текстовой и числовой информации, звук, цвет, графика и т.д.. Примером программы для создания мультимедийного учебника является AutoPlay Media Studio.

Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса. Практически все возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью ИКТ, на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания, позволяющих снять часть нагрузки с преподавателя и усилить эффективность и своевременность контроля.

Проблема автоматизированного контроля знаний актуальна в течение многих лет и вылилась в целое направление разработки программных продуктов (например, AD-тест, KTС Net2.0, SunRav TestOfficePro 4.7.2).

Эффективности применения педагогических тестов во многом зависит от возможности реализации распределенной работы в сети, выделения дидактических единиц, удобство работы с оболочкой, под которым мы понимаем дружественность пользовательского интерфейса. Перечисленными возможностями обладает инструментальная среда тестирования АСТ-тест, которая позволяет планомерно и четко организовать контроль  качества усвоения знаний.

Особое внимание при рассмотрении различных видов учебной деятельности с использованием ИКТ необходимо уделить электронным образовательным ресурсам (ЭОР). С технической точки зрения (ЭОР) – это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя – это контент, т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения.

Хороший электронный образовательный ресурс (ЭОР) обладает инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, в состав которого входит: интерактив; мультимедиа; моделинг; коммуникативность; производительность.

В процессе использования ИКТ в учебном процессе изменяется роль преподавателя. Личное общение преподавателя и студента остается важным составляющим звеном процесса обучения. Однако интерактивные компьютерные технологии позволяют преподавателю становится координатором учебного процесса, оказывая адресную помощь студентам в случае необходимости и, формируя индивидуальные траектории обучения студентов в своем собственном темпе.

Любое занятие, в том числе  и с использованием интерактивных компьютерных технологий, должна планироваться заранее и, соответственно, необходимо заранее проработанный четкий план и структуру для достижения определенных целей и результатов, отразить в учебных планах и рабочих программах дисциплин.

В соответствии с требованиями сегодняшнего времени в вузе должна быть сформирована информационно-образовательная среда (ИОС) - определенную устойчиво функционирующую инфраструктуру внутри вуза, обеспечивающую современный уровень оснащенности информационно- коммуникационными технологиями всех участников учебного процесса и, включающая в себя современную материально-техническую и информационно-методическую базу [Семакин, 2008].

Несмотря на то, что вопрос выделения компонентов информационно-образовательной среды вуза не решен однозначно. Однако ясно одно, что в нем должны присутствовать учебные материалы, представленные в различных видах (видеолекция, мультимедиалекция, электронные образовательные ресурсы, тренажеры, электронные задачники, компьютерные тесты, виртуальные лаборатории и т.п.).

Характерными особенностями учебного процесса, основывающегося на интерактивных компьютерных технологиях является:

·      системная связь с традиционными технологиями обучения;

·      широкое использование средств ИКТ во всех видах учебной деятельности;

·      использование сетевых технологий и ресурсов глобальной компьютерной сети, позволяющих решать задачи на принципиально новом информационном уровне.

Применение средств ИКТ позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и интерактивных компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний.

Список использованных источников
  1. 1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Обучение информатике в вузе в условиях высокоразвитой информационно-образовательной среды [Электронный ресурс]//Региональная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Екатеринбург, 2008. Режим доступа: http://webconf.irro.ru/statyi/shablon_uch.php?id=103.
Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Презентация доклада  Загрузить