Информационно-обучающее пространство в системе подготовки инженера электрика

Авторы: Конюхов Михаил Иванович 1, кандидат технических наук
Конюхова Валентина Михайловна 2
1 филиал ФГАОУ ВПО "Казанский федеральный университет" в г. Елабуга, 2 КНИТУ-КАИ Елабужский филиал
Комплексное обеспечение образовательной деятельности в структуре информационно-обучающего пространства на организационном, информационном, технологическом и институциональном уровнях для инженеров.
Информационно-обучающее пространство является новым термином в обучении. При обучении все окружающее ученика должно способствовать обучению (стены, потолок, мебель, пол, еда, звуки и тд)

Комплексное обеспечение образовательной деятельности в структуре информационно-обучающего пространства на организационном, информационном, технологическом и институциональном уровнях является достаточно сложной задачей.

При попытке функционально объединить информационную и обучающую системы возникает целый комплекс проблем:

  • как построить учебный курс для такого учебного процесса;
  • как переработать учебный курс для его визуализации;
  • как и какими средствами осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;
  • как организовать самостоятельную подготовку и информационную стимуляцию;
  • какие информационные средства применять для решения задач обучения.

Сложившуюся ситуацию с компьютерными средства обучения кардинально изменяют возможности, открывшиеся перед учебными заведениями при использовании портативных информационных средств и телекоммуникационных сетей. Поистине неограниченные возможности для реализации данных технологий открывает перед учебными заведениями и потенциальными пользователями сеть Интернет и Интранет. Уже созданы первые учебные методические комплексы, на которых не только представлена общая информация по ряду изучаемых предметов, электронные версии методических пособий и учебников (реализованных с использованием аудио, мультимедийных и гипертекстовых технологий), но и реализованы средства активного обучения и контроля на базе JAVA-технологий. Это не только предоставляет пользователю информационные ресурсы, но и позволяет проводить активное обучение (предварительная стимуляция сознания, лабораторные работы, контроль знаний, телеконференции и т.п.).

Создание систем учебного и информационного назначения  очень трудоемкий процесс, а их программно-техническая реализация влечет за собой дополнительные проблемы. В настоящее время основные методики разработки, распространения и использования таких систем только формируются.

Проведем анализ конкретных методологических подходов к основным принципам организации, структуре и свойствам применения интернет-технологий при построении информационно-обучающей системы по спецразделам информатики для инженеров электриков.

В последнее время разработки в области электрических систем проводятся все более активными темпами. Однако, в отличие от зарубежной, информация о полученных результатах, используемых методах и внедрении в науку и производство отечественных разработок малодоступна для большинства специалистов.

Обобщенная структура информационно-обучающей системы включает в себя 14 основных компонентов: путеводитель, применение информационных технологий в электроснабжении, аппаратное обеспечение электросетей, журналы и издания по информационным технологиям, конференции, виртуальная лаборатория, обзор публикаций, виртуальная библиотека и контактная информация. Все эти компоненты реализуются и функционируют на базе использования WEB-технологий. 

Тип выступления  Стендовый доклад и публикация
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  обучение, инженерная подготовка, средства обучения