Особенности подготовки и удержания ИТ-специалистов для нужд разработки программного обеспечения в условиях жесткой конкуренции и близости регионов с более высоким уровнем оплаты труда

Авторы: Шапель Денис Александрович 1
Конюхов Игорь Анатольевич 2
Борисов Николай Анатольевич 3
1 Закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт "Центрпрограммсистем", 2 ЗАО НИИ ЦПС, 3 Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
Хорошо забытая система распределения выпускников сегодня открывает новые пути подготовки специалистов, которые были бы востребованы в реальной работе. И совместная образовательная программа с привлечением компаний-разработчиков в данном случае становится единственным выходом в подготовке качественных специалистов.

Проблемы поиска и удержания квалифицированных разработчиков для НИИ ЦПС

Кадровый голод в сфере российских ИТ, низкий уровень подготовки специалистов в вузах, отражаются на деятельности разработчиков ПО. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации видится возрождение тесных связей с учебными заведениями, когда люди входят в проект, еще будучи студентами.

 

 

Содержание совместной образовательной программы

На сегодняшний день для его реализации выбраны три базовые школы Твери и Торжка, в которых с 9-го класса вводится профильное направление, создаются информационно-технологические классы, где ученики занимаются интенсивной подготовкой по информатике и программированию в дополнение к школьному образовательному стандарту.

 

Хорошо показав себя в процессе такой подготовки, выпускники продолжают учебу по профильной специальности. Это становится для них первой ступенью многоуровневой профессиональной подготовки в сфере информационных технологий, включающей индивидуальное целевое обучение в вузе, прохождение практики, стажировку и последующую работу в НИИ «Центрпрограммсистем».

 

Профильное обучение с использованием языка С#

В последние годы уменьшилось количество часов на изучение алгоритмизации и программирования в старшей школе, что было объективно связано с бурным развитием ИТ. Чрезмерное увлечение пользовательской компонентой вытеснило изучение этих вопросов не только из некоторых профильных курсов, но даже из ряда учебников.

Полное отсутствие представления об алгоритмизации и технологиях программирования у выпускников школ вызывает беспокойство у преподавателей российских университетов и приводит к изменению учебных планов в сторону увеличения продолжительности обучения на вводных курсах. По мнению ученых и специалистов в области образования, вопросы, связанные с алгоритмизацией и программированием, являются фундаментальными и обязательно должны изучаться на вводных курсах информатики вне зависимости от дальнейшего направления обучения.

 

Изучение основ алгоритмизации и программирования в базовом курсе информатики осуществляется на структурных языках программирования BASIC и PASCAL. Однако с развитием новых информационных технологий, основанных на принципах объектно-ориентированного программирования, становится актуальным его изучение в рамках профильных курсов с использованием языков Object Pascal, Visual Basic, C++, Java и C#.

Вчерашнему школьнику, обладающему знаниями основ программирования на C#, попадая в ВУЗ, не надо переучиваться, так как в большинстве случаев при освоении программирования он сталкивается с С-подобными языками: С, С++, Java, тот же С#. Последний выглядит наиболее привлекательно, так как здесь уже можно говорить о сквозной подготовке по программированию в школе и в вузе на базе одного языка.

Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Послевузовское профессиональное
Ключевые слова  подготовка программистов