Информационные технологии в преподавании биологии

ГБОУ Центр обазования №354 имени Д.М. Карбышева c углубленным изучением биологии и математики
Работа посвящена использованию информационных технологий в преподавании биологии

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В

ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ

А.Е.Костяев

             ГБОУ Центр образования №354 имени Д.М. Карбышева. Москва

Т.А. Дмитриева

Московский государственный областной университет (МГОУ). Москва

Одним из важнейших условий повышения эффективности обучения   биологии является рациональное использование различных средств наглядности, которые помогают лучше усвоить информацию, повысить качество и прочность знаний.

Актуальность использования  информационных технологий в обучении биологии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.

 Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося[1].

 Интерактивные образовательные технологии призваны выстраивать процесс обучения биологии как диалог учащегося и преподавателя, с книгой, текстом, самим собой в рамках усвоения учебного материала.

Другими словами, в процессе интерактивного обучения учащиеся взаимодействуют или находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на развитие ее интеллектуальных и творческих способностей, дальнейшее саморазвитие и самообразование. Таким образом, обращение основной общеобразовательной и высшей школы к интерактивным технологиям обучения, для которых в первую очередь характерно стимулиро­вание активного отклика на творческие (проблемные) ситуации, на наш взгляд, представляется вполне оправданным[2].

В условиях существующей классно-урочной системы обучения, интерактивные технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс по биологии, не затрагивая, собственно, содержание обучения, которое определено уже стандартами  образования. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

Компьютерные технологии учителя биологии  используют для проведения, как уроков, так и внеклассной работы. Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по биологии, даёт возможность учителю использовать на различных этапах обучения.

Использование интерактивных электронных интерактивных досок на уроках биологии не только облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.Интерактивная доска является незаменимым помощником во внедрение инновационных методов обучения в школе. 

Включенные в состав программного обеспечения электронной интерактивной доски входят различные спецэффекты (например, Зум, Фонарик, Шторка) позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока, что также способствует пониманию и усвоению материала. Если нужно, чтобы ученики видели не весь материал, а некоторую его часть (например, самостоятельная работа по решению химических уравнений), то Шторкой, можно закрыть с нужной степенью прозрачности часть интерактивной доски. Шторку учитель открывает в конце, чтобы ученики могли проверить правильность своих решений.

Еще одним важным свойством электронной интерактивной доски является – мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е. использовать электронную интерактивную доску как экран, можно также скачивать из интернета и показывать на большом экране опыты по физике или химии, воспроизведение которых в школьных условиях невозможно. При  демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.

Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования. Более того, материалы уроков можно использовать для дистанционного обучения, что позволяет привлекать к проведению занятий самых высококвалифицированных учителей. 

Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

Использование новых информационных технологий в преподавании биологии в школе позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

 

Список использованных источников
  1. 1. Полат Е. С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/.Под ред. Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
  2. 2.Роберт И.А. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования– [Текст] / И.А. Роберт. – М.: «Школа-Пресс» 2007 – 215 с.
Тип выступления  Публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  Информационные технологии, биология