Тенденции информационно-коммуникационных технологий и школьная информатика

Автор: Грамаков Дмитрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент
ГОУ ВПО Московский госудатвенный областной университет
В работе рассматриваются некоторые тенденции развития информационно-коммуникационных технологий. Состояние школьной информатики в области программирования. Роль объектно-ориентированного программирования и возможности его использования в школьной информатике. Пути создания условий, когда учащиеся смогут решать реальные задачи по программированию, создавать приложения для размешения в магазинах.

Мир информационно-коммуникационный технологий непрерывно меняется. Российская школьная информатика все еще находится в периоде, когда была MSDOS, пользователи подключались к Интернету с помощью телефонных модемов, основным устройством ввода была клавиатура , а взаимодействие пользователя с компьютером определялось набором команд в командной строке. Это относится не только к обучению информатике, на основе ГОС по информатике и ИКТ 2004 г., но и к стандарту нового поколения, по которому предлагается обучать учащихся через несколько лет.  Согласно тенденциям развития ИКТ в 2015 году, одним из наиболее широко используемых устройств  будет планшет.  Это устройство для доступа к контенту. Пользователи таких устройств становятся потребителями контента. Но чтобы потреблять контент, кто-то должен создавать приложения, позволяющие обрабатывать данные и представлять их в виде контента, доступного пользователям. Приложения для обработки  контента зависят от установленной на планшете операционной системы. За последнее время разработано несколько новых операционных систем, которые широко используются в планшетах. Это операционные системы iOS от компании Apple, Androidот компании Google, в стадии разработке находится операционная система Windows 8 для процессоров ARM, которые используются в планшетах. Несмотря на большое разнообразие операционных систем, можно выделить одно общее, что их объединяет. Для разработки приложений в их используются объектно-ориентированные языки программирования. Операционные системы iOSи Androidиспользуются также в смартфонах, компания Microsoftдля смартфонов разработала новую операционную систему WindowsPhone 7. Для этих устройств, программирование также осуществляется на языках, аналогичных языкам программирования для планшетов. Объектно-ориентированные языки программирования используются для разработки приложений и в разрабатываемой операционной системы Windows 8. В новом ГОС по информатике и ИКТ для основной школы упор делает на алгоритмическое программирование. При всей важности алгоритмической составляющей для программирования, необходимо заметить, что  обучение объектно-ориентированному программированию в корне отличается от алгоритмического.  Опыт автора по обучению программированию студентов, будущих учителей информатики, а также многочисленные исследования показывают, что начальное обучение программированию на алгоритмическом языке, препятствует в будущем объектно-ориентированному  мышлению. Языки, которые сейчас используются в школе, не могут использоваться и в Web-программировании. Это один из вариантов перехода к облачным вычислениям. Все варианты современных информационных технологий проходят мимо школьной информатики. Задачи, которые решают при подготовке к ЕГЭ, очень далеки от задач реального мира. В работе рассматриваются варианты создания условий, при которых у учащихся появится интерес к программированию, когда учащиеся смогут создать приложения, которые они могут предлагать через различные сетевые магазины приложений.

Тип выступления  Устное выступление и публикация
Уровень образования  Среднее (полное) общее
Ключевые слова  Программирование, языки объектно-ориентированного программирования, алгоритмическое программирование, мобильные операционные системы, Государственный образовательный стандарт, планшет, смартфон, облачные вычисления.