Интерактивные технологии как средство активизации саморазвития обучающегося

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Горно-Алтайский государственный университет
Процесс информатизации в настоящее время порождает новую общественную структуру - информационное общество, которому нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные в ситуации выбора самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Потребность в таких специалистах создала предпосылки для обновления российской системы образования.

 

В XXI веке, человечество переходит в информационную стадию своего развития, обеспечивающая ему возможность адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям. Процессы глобализации и информатизации, происходящие в современном мире, коснулись и сферы образования, привели к модернизации и реформированию образователь­ной системы Российской Федерации, что нашло отражение в Конституции РФ, а именно в Законе РФ «Об образовании».

Изучение Закона РФ «Об образовании» позволило выявить, что одним из основных принципов  образовательного процесса является принцип гуманизации. Конечно же, при таком подходе современное образование должно стать гуманистически ориентированным, рассматривая человека как основную ценность, и  любые формы, методы, технологии образования должны быть направлены на обеспечение благоприятных условий для благоприятного процесса саморазвития личности.

В нашем понимании саморазвитие личности -это осознанное, целенаправленное развитие конкретных качеств и способностей личности, вызывающих ее неудовлетворенность.

Одним из основных факторов активизации саморазвития обучающегося  является использование преподавателем  интерактивных технологий.

Обучение, в процессе которого применяются интерактивные технологии, называют интерактивным обучением. Понятие «интерактивное обучение» многие понимают как обучение с использованием информационных технологий  (Н.В. Суворова, К.К. Колин,  Н.Л.  Ващекин, В.Ф. Халипов и др.).

На наш взгляд, такое понимание данного понятия является ошибочным, так как слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact» («inter» -«взаимный», «act» -действовать). Наше понимание данного понятия совпадает с мнением Суворовой Н.Г., согласно которому интерактивность представляет собой способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером) [Сув3]. Следовательно, интерактивное обучение  -это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Практика обучения студентов Горно-Алтайского государственного университета показала, что интерактивные технологии позволяют вовлечь в процесс обучения всех без исключения студентов, никто на учебном занятии не остается равнодушным, обучаемые учатся взаимодействовать друг с другом, решать сложные задачи на основе анализа ситуационных проблем и использования соответствующей учебной информации.

К компонентам интерактивных технологий обучения относятся:

  1. творческие задания по предметной области знания;
  2. обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные игры и др.);
  3. использование ресурсов общественных организаций, например, приглашение специалистов организаций, экскурсии на предприятия и др.;
  4. внеаудиторные методы обучения (математические образовательные проекты; соревнования; работа с журналами, газетами; представления т др.);
  5. изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, сократический диалог и др.);
  6. интерактивная доска, электронные учебники; специальные компьютерные образовательные программы и др.

Нужно отметить, что при интерактивном обучении существенно меняются роли преподавателя и обучаемых -студентов, а также роль информации, которая раньше была целью обучения, а теперь стала  средством для освоения учебных действий и операций. Студент при традиционном обучении был объектом воздействия, а при интерактивном обучении -субъектом взаимодействия.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что все технологии интерактивного обучения (в зависимости от воссоздания или имитации контекста профессиональной деятельности ее модельного представления в обучении) делятся на имитационные и неимитационные. Это является чрезвычайно важным для саморазвития студента [Бут 1]. Имитационные технологий позволяют воспроизведение в условиях обучения происходящих в реальной системе учебных процессов.  Неимитационные технологии, в отличии от имитационных, не предполагают воспроизведения процессов и построения моделей учебной деятельности.

Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Для этого на учебных занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, используются ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Нами выявлено, что интерактивные технологии позволяют создавать разнообразные игровые ситуации с использованием технологических возможностей различных программ.  Так, например, установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти обучающихся, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности,  как устойчивость внимания, умение его распределять, наблюдательность при восприятии, способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели и др.

В процессе обучения студентов нами применялась интерактивная доска SmartBoard, активизирующая саморазвитие студента и являющаяся на сегодняшний момент самым уникальным средством обучения. Использование на занятиях интерактивной доски SmartBoardприводит к модернизации обучения. С их помощью мы делали процесс обучения более разнообразным: преподаватель читал лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROMи Интернет-ресурсы.

Использование интерактивных технологий на учебных занятиях показало следующие позитивные результаты: пробуждается  у обучающихся интерес к предмету, активизируется участие каждого в учебном процессе, увеличивается наглядность, что способствует эффективному усвоению учебного материала, формируются профессиональная направленность и жизненные навыки.

Таким образом, следствием использования интерактивных образовательных технологий и  перехода на интерактивное обучение должно стать новое качество образования, позволяющее педагогу активизировать самообразовательную деятельность обучающихся.

Список использованных источников
  1. Бутакова С. М. Интерактивное обучение в контексте повышения качества математического образования. Красноярск, 2009.
  2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».
  3. Суворова Н. Г. Интерактивное обучение: новые подходы – Учитель. – 2001. – № 5.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  самообразование, образование, интерактивное обучение, интерактивные технологии.