Дидактические условия построения интерактивных электронных учебников на основе дистанционных технологии и технологии мультимедиа

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Гладченко Галина Ивановна, кандидат педагогических наук
КГБОУ СПО "Алтайский промышленно-экономический колледж"

 

Быстрое развитие информационных технологий привело к возможности создания интерактивных приложений и использования дистанционных технологий и технологии мультимедиа в образовательном процессе.

Проведенные нами исследования показали, что эффективность образовательного процесса в наибольшей степени определяется качеством электронных учебников на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа. Качественное использование электронных учебников в образовании может быть достигнуто за счет учета психолого-педагогических факторов, влияющих на развитие личности в целом. Это возможно при создании целостных электронных учебников (ЦЭУ) на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа. ЦЭУ отличаются от других программных средств учебного назначения целостностью и единством применения в процессе обучения информационных, дистанционных и традиционных технологий обучения.

Факторами проектирования и создания эффективных целостных электронных учебников (ЦЭУ) на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа для разработчика является наличие:

·         социального заказа;

·         соответствующих инструментальных средств;

·         технических средств;

·         аналогов теоретических разработок и документации в области создания электронных учебников;

·         финансовое обеспечение процесса разработки электронных учебников;

·         наличие в образовательном учреждении подготовленных специалистов для создания этих продуктов.

 
Кроме того, важное значение имеет знание уровня подготовки педагогов и обучающихся, осуществление обратной связи разработчика и потребителя.

Эффективное использование ЦЭУ обеспечивается:

·         интерактивностью ЦЭУ;

·         положительной мотивацией и профессиональной ориентацией ЦЭУ;

·         возможностью осуществления дистанционного обучения и индивидуального темпа процесса обучения;

·         своевременным контролем полученных знаний;

·         представлением справочной информации и выходом в информационную базу, содержащую решение конкретных задач;

·         возможностью моделировать ситуации и погружаться в информационную модель обучения;

·         адаптивностью ЦЭУ к уровню подготовки обучающихся;
оперативной обратной связью.

Наши исследования показали, что для целенаправленного использования ЦЭУ в педагогическом процессе необходиы следующие условия:

·         высокий профессионализм педагогического состава;

·         соответствующего дидактического и методического обеспечения;

·         современных высококачественных программных продуктов, разработанных на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа;

·         проведение постоянных мероприятий по повышению квалификации педагогов, использующих ЦЭУ учебного назначения на базе дистанционных технологии и технологии мультимедиа;

·         подготовка обучающихся для работы в компьютеризированной среде;

·         формирование у педагогов постоянной потребности применять информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Нами были выявлены дидактические условия применения дистанционных технологии и технологий мультимедиа при создании электронных учебников. К ним относятся следующие:

·         качественный педагогический сценарий электронного учебника;

·         учет психолого-педагогических аспектов, направленных на формирование личности;

·         наличие качественного методического сопровождения по использованию электронных учебников на основе дистанционных технологий и технологии мультимедиа;

·         уровень сформированности и потребности педагогов в применении электронных учебников и дистанционных технологий и технологии мультимедиа;

·         уровень сформированности компьютерной культуры педагога.

Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Среднее профессиональное
Высшее профессиональное