Дополнительное корпоративное образование в системе подготовки бакалавров и магистров информационных систем управления

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Авторы: Матвеев Михаил Григорьевич 1, доктор технических наук, профессор, почетный работник ВПО
Тюкачев Николай Аркадьевич 2
Сирота Александр Анатольевич 3
Алгазинов Эдуард Костантинович 4
1 Воронежский государственный университет, 2 Воронежский государственный университет, 3 Воронежский государственный университет, 4 Воронежский государственный университет

Перспектива развития ИТ-отрасли во многом зависит от содержания и качества подготовки специалистов. В полной мере это относится к подготовке специалистов по информационным системам и технологиям в области организационного  управления бизнесом. Содержание подготовки специалистов определяется, в основном, тремя аспектами: требованиями государственного образовательного стандарта, требованиями профессионального стандарта и требованиями рынка труда. Может показаться, что последние два аспекта должны совпадать. Однако профессиональный стандарт отражает идеальные требования рынка труда, соответствующие наиболее зрелым отношениям заказчика и исполнителя систем управления, а требования рынка формируются в соответствии с существующей на региональном уровне зрелости отношений.

Анализ указанных требований проводился с использованием ФГОС бакалавриата и магистратуры направления «Информационные системы и технологии»[1,2] и профессионального стандарта «Специалист по информационным системам» в редакции 2011 года [3]. Уже первые результаты анализа показывают отсутствие необходимой степени соответствия требований. Это объясняется, в том числе, различными периодами обновления образовательных и профессиональных стандартов (последние обновляются значительно быстрее), а также динамикой зрелости отношений заказчика и исполнителя систем управления. Согласование требований достигается формированием вариативной части образовательной программы и организацией дополнительного корпоративного образования параллельного основному учебному процессу. Содержание и структура дополнительного образования различаются в подготовке бакалавров и магистров.

Подготовка бакалавров, в основном, направлена на формирование компетенций по созданию и сопровождению информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления на уровне операционного (транзакционного) управления (например, ERP-систем). Дополнительное корпоративное образование, в виде курсов продолжительностью несколько месяцев, включает изучение референтных моделей конкретных систем: 1С, SAP, ORUCLEи т.п., а также систем программирования, обеспечивающих модификацию этих моделей.

Иначе должно формироваться корпоративное образование для магистров. Подготовка магистров направлена на формирование компетенций в решении сложных бизнес-задач, моделировании, анализе и управлении бизнес-процессами и управлении проектами создания информационных систем и технологий. Эти компетенции позволяют осуществлять управление на тактическом и стратегическом уровнях. Дополнительное корпоративное образование представляется корпоративной магистратурой для компаний разработчиков ИТ и курсами для предприятий заказчиков систем управления.

  

Список использованных источников
  1. Профессиональные стандарты в области ИТ, профессия – специалист по информационным системам. Ассоциация предпри-ятий компьютерных и информационных технологий: [сайт]. URL: http: // www.apkit.ru.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (квалификация бакалавр).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (квалификация магистр).
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное