Применение виртуальных машин в процессе обучения ИТ-специальностям

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Чурилов Игорь Андреевич, кандидат физико-математических наук
Пермская государственная фармацевтическая академия
Доклад посвящён проблемам повышения качества проведения практических и лабораторных занятий со студентами, обучающимся IT-специальностям. Одним из средств является применение виртуальных машин на практических занятиях. Виртуальные машины позволяют поставить перед студентами качественно новый ряд задач, приближающий учебный процесс к реалиям будущей профессиональной деятельности.

 Преподавание дисциплин, связанных с администрированием компьютерных сетей, подразумевает наличие мощной материальной базы. Многие учебные задачи, важные для становления молодого специалиста, трудно реализовать в классе с 10-15 компьютерами. Применение виртуальных машин позволяет моделировать среду корпоративной, отчасти даже глобальной, сети, и провести практические занятия по темам: «Создание корпоративного доменного дерева», «Создание доверительных отношений между доменами», «Автоматизация установки операционных систем средствами Windows Deployment Services», «Настройка маршрутизации в компьютерных сетях», «Применение групповых политик на локальном компьютере и в домене», «Назначение и публикация приложений», «Настройка прокси-сервера для подключения локальной сети к сети Интернет», «Организация VPN-канала для связи филиалов». Список можно продолжать. Таким образом, студенты получают возможность приобрести начальные практические навыки в решении тех задач, с которыми они могут столкнуться в будущей профессиональной деятельности.

  Автор использует бесплатную программу VMware Player для создания виртуальных машин. Сначала студенты знакомятся на лекциях с теоретическим материалом, обеспечивающим в дальнейшем выполнение практических заданий. Преподаватель формирует несколько групп по 2-3 человека. Каждая группа получает конкретную задачу на практические занятия. Заданием на самостоятельную работу является анализ необходимых ресурсов и составление плана действий. Проводится семинар, на котором студенты совместно с преподавателем обсуждают подготовленные планы и вносят в них коррективы. После этого начинаются практические занятия. Студенты сами создают виртуальные машины, устанавливают и настраивают программное обеспечение. Преподаватель играет роль консультанта и координатора работ. Немаловажно то, что применение виртуальных машин позволяет студентам совершать ошибки (и учиться на них), которые дорого обошлись бы при работе на физических машинах.

 Таким образом, применение виртуальных машин позволяет существенно расширить спектр учебных задач и улучшить качество подготовки ИТ-специалистов. К сожалению, в практике образовательных учреждений эта возможность пока мало используется, хотя актуальность данной темы подтверждается публикациями, например [1, 2].

Список использованных источников
  1. Шлюпкина А.И. Использование виртуальных машин в процессе изучения профессиональных модулей специальности «Информационная безопасность». // X Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании» («ИТО-Ростов-2010»). Секция V. URL: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/V/2/V-2-17.html.
  2. Усманов Ш.Н. Виртуальные машины в преподавании информатики. // RUSEDU.INFO: Информационные технологии в образовании. URL: http://www.rusedu.info/Article787.html.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Среднее профессиональное
Высшее профессиональное
Ключевые слова  содержание и методология IT-дисциплин, подготовка IT-специалистов, подготовка системных администраторов, виртуальные машины, методика проведения практических занятий и лабораторных работ по IT-специальностям