Методические вопросы преподавания курса информатики в школе

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Павловская гимназия
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский

 

Термин “информатика” возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин образован путем слияния слов “информация” и “автоматика” и означает “информационная автоматика или автоматизированная переработка информации”. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, форм, методов. Одно из наиболее общих определений такое.

Информатика– это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Информатике как учебной дисциплине в школе авторы учебных пособий также дают различные определения. Например, И.Г.Семакин, Л.А.Залогова: “Информатика ­­– наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и спользования информации”. Или такое: “Информатика – наука, изучающая методы накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и её использования” (А.П.Ершов, В.М.Монахов). С первого взгляда определения очень похожи. Но цели курса информатики как учебной дисциплине по этим учебным пособиям различны. В первом случае – знакомство с информацией и с компьютером как инструментом для работы с информацией, объектом изучения и совершенствования. Во втором случае – формирование алгоритмической культуры и компьютерной грамотности.

Почему же так получается? Дело в том, что школьный учебный предмет информатики не может включать всего того многообразия сведений, которые составляют содержание активно развивающейся науки информатики. В то же время школьный предмет, выполняя общеобразовательные функции, должен отражать в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

Современные учителя информатики находятся в непростой ситуации: с одной стороны существует учебный план, который часто слишком «узок» с точки зрения разнообразия изучаемых тем и программ, с другой – у учащихсясуществует огромное желание уметь качественно работать в программах, которые важны в реальной жизни. Такой парадокс приводит к тому, что преподаватели при разработке рабочих программ по предмету учитывают следующие факторы: 1) тип учебного заведения, в котором они работают; 2) собственные знания и умения; 3) пожелания учащихся и их родителей и др.

Опыт преподавания информатики и ИКТ (с 2000 года) по различным учебным пособиям привёл меня к следующим выводам:

1.   Курс информатики и ИКТ должен гармонично сочетать в себе теоретический материал и практику.

2.   В курсе информатики и ИКТ должна в достаточном объёме присутствовать проектная деятельность.

3. Изучение курса информатики и ИКТ должно расширяться современными и востребованными в реальной жизни программами (Photoshop, CorelDraw, Flash и др.)

4. Пакет офисных программ должен изучаться на более глубоком уровне, чем это предлагается в большинстве авторских программ.

Каким же образом можно эти выводы применить в рабочей программе на основе авторской программы по учебному предмету информатика и ИКТ? Во-первых, 25% рабочей программы могут отличаться от авторской, во-вторых, вариативная часть учебного плана даёт такую возможность (при условии, что эта часть выделена на предмет информатика и ИКТ администрацией).

Предлагаю вашему вниманию порядок изучения тем и программ в курсе информатика и ИКТ с 5-го по 9 класс.

5 класс (информационные технологии).

Раздел 1.Компьютер для начинающих. Темы: «Информатика и информационные процессы», «Основные устройства компьютера», «Стандартные программы Windows».

Раздел 2.Компьютерная графика. Тема: «Растровая графика Paint».

Проект «Книга своими руками» становится компиляцией и кульминацией теоретического и практического изучения курса информационных технологий.

6 класс (информатика и ИКТ).

Раздел 1.Компьютер и информация. Темы: «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки», «Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные», «Двоичное кодирование числовой, текстовой и графической информации».

Раздел 2.Человек и информация. Темы: «Информация и знания», «Чувственное познание окружающего мира», «Мышление и его формы», «Понятие как форма мышления», «Суждение как форма мышления», «Умозаключение как форма мышления».

Раздел 3.Информационные технологии. Тема «Текстовый процессор Word».

Проект «Шаблоны Wordв оформительской деятельности» завершает изучение данной программы из пакета MS Office. К изучению данной программы мы вернёмся в 10 классе в контексте оформления доклада или реферата.

7 класс (информатика и ИКТ).

Раздел 1.Компьютер: архитектура и программное обеспечение. Темы: «История развития вычислительной техники», «Устройства компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации», «Оперативная и долговременная память», «Файлы и файловая система», «Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное», «Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы», «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

Раздел 2.Технология обработки графической информации. Темы: «Растровая и векторная графика», «Растровые и векторные графические редакторы»,  «Сохранение графических файлов в различных форматах», «Системы компьютерного черчения», «Система компьютерного черчения КОМПАС»,  «Построение основных чертежных объектов в КОМПАС», «Геометрические построения в КОМПАС».

Раздел 3.Основы объектно-ориентированного программирования. Темы: «Понятие алгоритма, свойства алгоритмов», «Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя», «Способы записей алгоритмов», «Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение», «Объектно-ориентированное программирование», «Правила записи программы»,  «Графический интерфейс: форма и управляющие элементы», «Событийные процедуры».

Данный раздел изучается на примере среды программирования «VВasic2010». Результатом изучения становятся готовые программные продукты, которые с полной уверенностью можно называть проектами: визуальная часть работы является в большинстве случаев творческой. А это значит, что, несмотря на то, что программные строки пишутся специальным образом, программные продукты на выходе получаются у всех разные. В дополнение могу сказать, что некоторые учащиеся продвигаются в изучении программирования довольно далеко уже на первой ступени (7 класс).

8 класс (информатика и ИКТ).

Раздел 1.Информация. Кодирование информации. Темы: «Информация в природе, науке и технике», «Человек и информация», «Информационные процессы в технике», «Кодирование информации с помощью знаковых систем», «Знак: форма и содержание. Кодирование информации с помощью языков», «Генетический код», «Двоичное кодирование информации в компьютере», «Кодирование информации в различных знаковых системах», «Количество информации», «Количество информации как мера уменьшения неопределенности», «Единицы измерения количества информации», «Алфавитный подход к определению количества информации», «Количество информации в сообщении».

Раздел 2.Компьютер – универсальное устройство для обработки информации. Темы: «Аппаратное обеспечение компьютера», «Файл и файловая система компьютера. Операции над файлами (архивация, дефрагментация дисков)», «Программное обеспечение компьютера», «Правовая охрана информации (лицензионное, условно-бесплатное, свободно распространяемое)», «Защита информации», «Электронные таблицы», «Объекты ЭТ», «Типы данных: числа, формулы и текст»,  «Абсолютные, относительные и смешанные ссылки», «Встроенные функции», «Сортировка и поиск данных», «Построение диаграмм и графиков».

Раздел 3.Коммуникационные технологии. Темы: «Передача информации, источник и приемник информации», «Сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации», «Локальные и глобальные компьютерные сети», «Состав, история возникновения и развития Интернета», «Способы подключения к Интернету», «Защита информации от несанкционированного доступа», «Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен)»,  «Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение», «Поиск информации в компьютерных сетях», «Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language)», «Форматирование текста», «Вставка графики и звука», «Гиперссылки».

Изучение последнего раздела завершается проектом «Мой сайт». Работа над проектом длится в течение 5-6 уроков.

9 класс (информатика и ИКТ)

Раздел 1.Кодирование и обработка мультимедийной информации. Темы: «Пространственная дискретизация», «Кодирование графической информации», «Растровая и векторная графика», «Форматы графических файлов». «Кодирование текстовой информации», «Кодирование цифрового фото и видео», «Кодирование числовой информации», «Представление числовой информации с помощью систем счисления»,  «Перевод чисел в позиционных системах счисления»,  «Арифметические операции в позиционных системах счисления», «Представление чисел в компьютере», «Обработка растровой графической информации с помощью AdobePhotoshop».

Изучение данного раздела завершается проектом «Мой мир в Photoshop», в котором учащиеся демонстрируют умения работать с возможностями данной программы.

Раздел 2.Технология хранения, поиска и сортировки данных. Темы: «Табличные (реляционные) базы данных», «Представление база данных в форме таблицы и картотеки»,  «Ввод и редактирование записей», «Определение связей между таблицами», «Поиск данных»,  «Фильтры и запросы», «Формирование и печать отчетов»,  «Сортировка данных».

Раздел 3.Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. Темы: «Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение», «Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм», «Языки программирования, их классификация», «Объектно-ориентированное программирование», «Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла»,  «Правила записи программы», «Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования», «Графические возможности языка программирования».

В завершении хочу пожелать всем преподавателям учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» удачи в их нелёгком труде.

Список использованных источников
  1. http://www.rusedu.info/Informatika.html http://www.cross-kpk.ru/ims/3/pages/1.1.htm
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Основное общее