Использование приложений для улучшения наглядности лекций по информационным технологиям

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Стеганцев Николай Павлович, кандидат технических наук, доцент
ФГБОУ ВПО Московский государственный университет приборостроения и информатики

 

Опыт преподавания таких дисциплин, как «Криптографические методы защиты компьютерной информации», «Методы и средства защиты информации», показал, что не все студенты воспринимают сложные криптографические алгоритмы преобразования информации.

В поисках путей повышения восприимчивости пришлось обратиться к классикам педагогики, в частности к К.Д. Ушинскому, который писал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений – и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». Но психологи доказали, что преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно.

Было принято решение использовать современные программные средства для разработки наглядного курса, позволяющего визуализировать процессы, происходящие с трансформацией данных при их шифровании. После анализа различных программ оказалось, что наиболее подходящим и являются Wolfram Mathematica и Flash. Wolfram Mathematica предназначена для визуализации непрерывных процессов, описываемых функциями. Для дискретных процессов преобразования информации наиболее подходящей является программа AdobeFlash.

AdobeFlash позволяет формировать слайды, содержащие текстовую информацию, формулы, блок-схемы, изображения, видео, звук и т.д., с использованием различных анимационных эффектов. Анимацию можно готовить:

· прорисовывая каждый кадр;

· используя встроенные возможности программы;

· применяя программирование на языке ActionScript.

Наиболее полные возможности реализуются с помощью языка программирования.

В среде AdobeFlash был разработан интерактивный курс «Криптографические методы защиты информации. Симметричные шифры», который используется как при чтении лекций, так и при самоподготовке студентов. При изучении криптографических алгоритмов наглядно, с помощью анимационных эффектов, показывается процесс изменения информации, что позволяет лучше усваивать изучаемый материал и интенсифицировать процесс обучения. Вопросы для самопроверки по каждому разделу позволяют самому студенту оценить степень своей подготовленности. Данный курс можно также использовать и при дистанционном обучении.

Уровень образования  Высшее профессиональное