Видеокурсы – одно из направлений методического обеспечения учебного процесса

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Стремнев Александр Юрьевич, кандидат технических наук, доцент
ФГБОУ ВПО "Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова"
При освоении профессионального программного обеспечения (ПО) значительную сложность представляет переход от теоретических знаний к формированию практических навыков. Существенную помощь на этом этапе могут оказать видеокурсы (скринкасты), включающие в себя демонстрацию базовых приемов использования программ. Эффективность видеокурсов достигается при условии воспроизведения увиденных действий в изучаемом ПО.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." (Народная мудрость)

Представлен опыт преподавания курса "Системы автоматизированного проектирования" (САПР) для студентов, обучающихся по специальности "Информационные системы и технологии". Особенность учебного процесса по этой специальности заключается в том, что студенты должны ознакомиться с широким спектром программного обеспечения и получить навыки его применения на практике.
В курсе САПР студентам необходимо освоить принципы автоматизированного проектирования на примере одного из современных программных комплексов (Autodesk Inventor) и научиться с его помощью решать следующие задачи:
- создавать трехмерные модели технических объектов,
- производить исследования моделей, имитируя функционирование прототипов,
- выполнять динамическое моделирование и прочностные расчеты,
- создавать конструкторскую документацию,
- выполнять фотореалистичную визуализацию.
Для реализации этих задач САПР Autodesk Inventor содержит специальные проектирующие среды, которые студентам необходимо освоить за ограниченное время (один учебный семестр) и выполнить расчетно-графическое задание.
При традиционной форме учебного процесса каждой лабораторной работе предшествует лекционное занятие, затем дается индивидуальное задание с последующим его выполнением студентом и защитой. В этой схеме присутствует трудноформализуемый этап перехода от теории к практике (от лекций к выполнению заданий). Наиболее эффективной формой повышения интенсивности освоения учебного материала на этом этапе показали себя видеокурсы. Они представляют собой снятые с экрана анимированные последовательности действий в изучаемом программном обеспечении. Для каждой из лабораторных работ, предусмотренных учебным планом, были подготовлены сценарии, включающие основополагающие приемы и методы действий. Сценарии выполнялись и фиксировались с помощью программ видеозахвата. При необходимости в учебное видео добавлялась текстовая и графическая аннотация.
При подготовке к лабораторным работам студенты изучали предлагаемые видеоматериалы, касающиеся решения типовых задач, а затем выполняли индивидуальные задания. При этом они могли расширить свои знания за счет информации из встроенной справочной системы, материалов лекций и непосредственных консультаций преподавателей.
На основании апробированных в учебном процессе видеоматериалов было подготовлено электронное издание – видеокурс "Работа в Autodesk Inventor".
Структурно издание представляет собой блок тематических занятий, соответствующих темам лабораторных работ. Каждое занятие включает постановку типовой решаемой задачи, собственно видео, иллюстрирующее последовательность решения задачи, файлы проекта Autodesk Inventor, необходимого для начала самостоятельной проработки постановки, а также готовый проект, содержащий результаты, которые должны быть достигнуты после выполнения действий, показанных в видео.
Опыт создания подобных ресурсов может быть полезен для учебных курсов, связанных с изучением различных программных продуктов.

Список использованных источников
  1. Стремнев А.Ю.: канал youtube [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/channel/UCTJ7cITyWpfBBwuAEBv5skw
  2. Стремнев А.Ю. Работа в Autodesk Inventor: видеокурс [Электронный ресурс] // Депозитарий электронных изданий. – М.: ФГУП Информрегистр, 2013. – Режим доступа: http://db.inforeg.ru/deposit/catalog/mat.asp?id=285599
  3. Стремнев, А.Ю. Элементы информационных технологий видеокурс [Электронный ресурс] // Депозитарий электронных изданий. – М.: ФГУП Информрегистр, 2013. – Режим доступа: http://db.inforeg.ru/deposit/catalog/mat.asp?id=291018
Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Видеокурс, видеоурок, скринкаст, программное обеспечение, обучение, визуальность, наглядность, учебное пособие