Стилевые аспекты реализации электронного образования

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Авторы: Никулова Галина Анатольевна 1, кандидат физико-математических наук, доцент
Боброва Любовь Николаевна 2, кандидат педагогических наук
1 Липецкий государственный педагогический университет, 2 Липецкий государственный педагогический университет
Работа ориентирована на анализ проблем учета стилевых особенностей участников электронного образования. В докладе представлены наиболее значимые результаты, касающиеся методики стилевых предпочтений обучаемых, преподавателей и особенностей обучающих продуктов и анализа авторских исследований в этой области. Отмечено влияние ПСУН на стилевые аспекты электронного обучения.

Образовательные процессы резко меняются на наших глазах – изменяются не только парадигмы, концепции, технологии, методики, но и сами участники образовательного процесса. Информатизация образования, обеспечивая его методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, инициирует также процессы создания методических систем обучения и соответствующих программных средств, нацеленных на развитие обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания. Признание факта индивидуальности каждого из учащихся не только в физиологическом и психологическом, но и когнитивном плане, неизбежно приводит к смещению фокуса внимания педагогов и разработчиков электронных дидактических посредников в сферу учета стилевых аспектов участников учебного процесса.

В ЛГПУ в течение последних 10 лет проводятся систематические  исследования по направлениям:

·                   стилевые проявления участников образовательного процесса (возможности их идентификации) и их классификация (стили кодирования, учения, преподавания, когнитивные стили);

·                   анализ полемики в педагогической среде по вопросу – насколько учет этих стилей существенен для успеха в обучении, в том числе, опосредованном ИКТ;

·                   поиск зон проявления стилевых характеристик у программных средств, разработка методик их возможного определения.

Среди наиболее существенных результатов исследований:

•                    вывод о явном или латентном проявлении стилевых особенностей создателей компьютерных средств обучения в различных элементах разрабатываемых продуктах (базовая концепция и методология организации работы с ПО, способы акцентирования значимых функций и материалов, виды диалога);

•                    установленная связь повышенной требовательности пользователя к степени представленности в обучающих продуктах его собственных стилевых предпочтений (по стилям учения) [1];

•                    методика полуколичественной оценки доминирующих стилей преподавания, характерных для программных средств учебного назначения [2];

•                    вывод о наличии влияния самих программных средств на стилевые проявления участников учебного процесса (как в позитивном, так и в негативном отношении).

Авторы считают, что информационные материалы, связанные с  названными тенденциями и проблемами учета стилевых особенностей  целесообразно включать в программы будущих разработчиков программных средств, в том числе, и учебного назначения. Кроме того, информация о стилевой ориентации обучающих программных продуктов может стать одним из значимых  ориентиров  при выборе оптимального программного обеспечения преподавателем или учащимся, уточняющим их потребительские качества.

Список использованных источников
  1. 1. Боброва, Л. Н., Никулова, Г. А. Расширение критериального диапазона оценивания программных продуктов учебного назначения // Образовательные технологии и общество. Т. 14. № 2. 2011. – С. 382-406.
  2. 2. Боброва, Л. Н., Никулова, Г. А. Программные средства учебного назначения: проявление ролевого стиля преподавания // Образовательные технологии и общество. Т. 15. № 2. 2012. – С. 493-516.
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  стилевые проявления в электронном образовании, программные средства учебного назначения, стили учения, стили преподавания