Оптимизация процесса восприятия обучающей информации

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Чумакова Вероника Владимировна 1
Научный руководитель: Сумин Виктор Иванович 2, Доктор технических наук, профессор
1 Воронежский государственный педагогический университет, 2 ФКОУ ВПО Воронежского института ФСИН России (УиИТО Воронежский институт ФСИН России)

 

В настоящее время основным направлением в области совершенствования образовательных технологий является оптимизация и повышение эффективности процесса обучения.

Эффективность процесса обучения зависит от адаптации к уровню восприятия обучающей информации обучаемым. Поэтому, одним из наиболее перспективных направлений в области развития образовательных технологий является математическое моделирование процессов восприятия и усвоения информации.

В оптимизации процесса усвоения информации существенную роль играют процессы управления памятью – такие, как повторение.

Основное назначение повторения – увеличить период времени, в течение которого информация сохраняется в памяти. Повторение способствует закреплению информации, восстанавливает и удерживает информацию в памяти.

Информация, поступающая в процессе обучения, воспринимается и обрабатывается различными сенсорными системами и поступает в кратковременное хранилище, где сохраняется в течение некоторого периода времени. При повторении, происходит запоминание и удерживает обучающей информации в долговременной памяти.

Американский ученый Р.Ч. Аткинсон провел экспериментальную проверку эффективности повторений в отношении накопления и удержания обучающей информации[1]. В эксперименте принимали участие 20 испытуемых, которым была предложена для заучивания одна порция ОИ.

Рис.1 Зависимость вероятности запоминания порции обучающей информации

Каждая из кривых, показанная на рисунке 1, демонстрирует вероятность запоминания порции обучающей информации с течением времени t(t1, t2, …, tn) , проверяемая после определенного числа предшествующих подкреплений.

Как показывают исследования повышение эффективности электронной обучающей системы в настоящее время возможно благодаря совершенствованию системы управления обучением, модернизации модели подбора обучающей информации, а также разработка подходов к оптимизации информационного взаимодействия электронной обучающей системы с обучаемым.

Список использованных источников
  1. Brelsford J.W., Jr., Shiffirin R.M., Atkinson R.C. Multiple reinforcement effects in short-term memory. British Journal of Mathematical and Statistical Psychology, 1968, 21, P. 1-19.
  2. Atkinson R.C. Information delay in human learning. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1969, 8, P. 507-511. 3. Atkinson R.C. Human memory and the learning process, 1980, p.528.
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  Восприятие информации, повторение, обучающая информация