Интеллектуальная собственность в системе IT-образования

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Авторы: Дайнеко Владимир Григорьевия 1, кандидат экономических наук, доцент
Дайнеко Елена Юрьевна 2, Кандидат экономических наук, доцент
1 Воронежский государственный университет, 2 Воронежский государственный педагогический университет

Функционирование IT-образования в информационной экономике возможно благодаря созданию определенной институциональной среды, основными элементами которой являются нормы, отраженные в институтах права интеллектуальной собственности (патентное и авторское право), правилах государственного регулирования объектов «двойного назначения» и государственной тайны.  Благодаря этим институтам обеспечивается развитие интеллектуальной собственности на основе создания ограничений, определяющих правила владения и пользования продуктами информационных технологий, побудительные мотивы участников создания и использования интеллектуальной собственности. В рыночной экономике интеллектуальная собственность мобилизует ресурсы конкурентов, стимулирует научно-технический прогресс в современном производстве. Кроме того, она является средством эффективной правовой защиты разработок и изобретателей.

Для успешного инновационного развития российской экономики не обойтись без разработки программы стимулирования изобретательской активности, в частности специальной молодежной программы поддержки научно-технического творчества.       

Качественный рост интеллектуальной собственности в системе IT-образования предполагает развитую прикладную науку, наличие конкурентного рынка интеллектуальной собственности, эффективную защиту ценных знаний и информации. В инновационном процессе не ослабевает, а скорее усиливается тенденция к сохранению конфиденциальности ноу-хау. Прикладные исследования организаций нацелены на материализацию нового знания, практическое использование открытий науки с целью получения экономических и социальных выгод, поэтому эффективные результаты прикладных исследований играют первостепенную роль в процессе накопления и последующей коммерциализации интеллектуальной собственности на предприятиях.

На первых этапах создания инфраструктуры образования в области информационных технологий участие государства особенно важно, поскольку затраты весьма значительны, а отдача может быть косвенной, да и то в отдаленной перспективе. Специальную роль должен сыграть проект по созданию специализированных центров коммерциализации технологий, которые после соответствующей подготовительной работы могут быть интегрированы в российские и европейские сети трансферта технологий, в международные научно-исследовательские консорциумы. Центры коммерциализации смогут выполнять многогранные научно-образовательные задачи: проведение экспертизы интеллектуальных продуктов, отбор наиболее перспективных IT-стартапов на основе технологического маркетинга; оформление инвестиционного меморандума и поиск заинтересованных инвесторов; консультации и сопровождение на стадии внедрения интеллектуальной собственности и др.

Уровень образования  Высшее профессиональное