К вопросу о разработке профессиональных стандартов в области ИТ для менеджеров в сфере управления малым бизнесом

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Катасонова Галия Рузитовна, кандидат технических наук, доцент
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств"
Преподаватель при обучении будущих менеджеров в рамках дисциплин, связанных с ИТ будет учитывать требования работодателей в определенной сфере, которые будут отражены в профессиональных стандартах в области ИТ.

 

Сегодня одним из показателей эффективности ВУЗов является трудоустройство выпускников и поэтому необходимо приблизить профессиональные компетенции будущего менеджера к потребностям работодателей.

АП КИТ стала  основным разработчиком профессиональных стандартов в России, что создает  огромный потенциал для повышения качества как в образовательной среде, так и в бизнесе.

Нами был проведен анализ требований работодателей к менеджерам в области использования ИТ в разрезе формирования информационного общества. Отметим, что такие качества, как ответственность, работоспособность и исполнительность необходимы для работников на любом этапе развития общества.

Периоды

формирования информационного общества

Направления развития информационных технологий

Требования, предъявляемые к менеджерам

(управленцам, служащим)

1985-1995 гг.

Единичное использование ПК

Операционные системы с пользовательским интерфейсом «командной строки»

Появление операционных оболочек

Коммуникабельность, лидерские качества, образованность, культурность.

Навыки «бумажного» и электронного делопроизводства

1995-2005 гг.

Массовое использование ПК

Наличие «дружественного» графического пользовательского интерфейса

Стандартизация программного обеспечения

Сетевые технологии

Интернет

Искусственный интеллект

Виртуальная реальность

Бурное развитие криптозащиты и криптоанализа

Реинжиниринг бизнес-процессов

Информационная культура.

Знания, умения, навыки работы с компьютерной, организационной техникой, прикладным программным обеспечением общего, специального и профессионального назначения.

Знания методов и средств защиты информации

2005 г. и

по настоящее время

Нейросетевые технологии

Бионические роботы

Виртуальные офисы

Работа с большими объемами данных

Системы человеко-машинного взаимодействия 

Извлечение знаний

Пользовательские интерфейсы нового поколения

«Облачные» вычисления

Профессионализм

Стремление  к непрерывному обучению и ответственность за собственное развитие

Креативное мышление

Задатки фасилитатора

Самостоятельность и независимость

Эффективная работа в проектных командах на основе «облачных» технологий

Инновационный подход в

решении нестандартных задач

Анализ таблицы показывает, что если в начале 90-х годов основные требования предъявлялись  к образованности, коммуникабельности и культурному уровню работника, то в настоящее время гораздо важнее профессиональная состоятельность и компетентность.

В стандартах, разрабатываемых АП КИТ установлены требования к профессиональным компетенциям по квалификационным уровням, перечислены должностные обязанности, основные умения, навыки и знания необходимые для выполнения должностных обязанностей.

К 2015 году АП КИТ планируется разработка стандартов для менеджеров в сфере электронной коммерции и менеджеров в сфере управления данными. Хотелось бы, чтобы к перечню запланированных к разработке профстандартов были добавлены менеджеры в сфере малого бизнеса.

В итоге, каждый преподаватель в рамках дисциплин, связанных с ИТ будет учитывать требования работодателей в определенной сфере, а подготовленные им бакалавры будут востребованы современным рынком труда.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников
  1. Профессиональные стандарты в области ИТ: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php (дата обращения 19.03.2013)
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  разработка профессиональных стандартов, обучение менеджеров, требования работодателей