Исследование перспективных путей информатизации высшего образования

Сборник трудов конференции в формате Adobe Acrobat (4 Мб)


Автор: Гриценко Валерий Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент
Институт информационных технологий и средств обучения НАПН Украины
В докладе представлены описание возможностей и личный опыт автора по исследованию путей информатизации высшего образования, разработке и внедрению моделей системы информационно-аналитической автоматизированной системы управления обучением.
В докладе представлены описание возможностей и личный опыт автора по исследованию путей информатизации высшего образования, разработке и внедрению моделей системы информационно-аналитической автоматизированной системы управления обучением.

Современное развитие вузов обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация управления образованием способствует моделированию высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности современного общества. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития.

Нынешнее развитие системы образования невозможно без повышения его качества на основе использования инновационных и информационно-коммуникационных технологий. Информатизация позволяет эффективнее организовывать управленческую и учебную деятельность университета с помощью интеграции информационно-коммуникационных технологий с педагогическими технологиями.

Необходимость использования информационно-комуникационных технологий в процессе управления образовательным учреждением обусловлена рядом факторов:

- объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;

- механическая обработка данных  не дает оперативных результатов анализа, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения;

- работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений, своевременной и быстрой корректировки;

- большие затраты на бумажную документацию.

Главная проблема нынешней информатизации вузов видится во фрагментарном внедрении и использовании средств автоматизации управления учебным процессом. Помочь решению проблемы, по нашему мнению, может комплексный системный подход к изучению взаимодействия всех составляющих образовательной среды, а также проектирование и создание на его основе единой, модульной, унифицированной информационно-аналитической системы управления обучением. В первую очередь исследования следует направить на разработку унифицированной технологии внедрения и модификации модулей единой информационно-аналитической автоматизированной системы.

Исследование процесса информатизации учебной деятельности вуза можно разграничить на этапы:

- разработка информационной модели учебного заведения, которая предусматривает изучение и оптимизацию информационных процессов методической системы обучения

- исследование надежности методической системы относительно ее соответствия целям и содержанию обучения

- разработка модели выпускника, основу которой составляет система компетенций, формирующаяся в процессе обучения

- разработка информационно-технологического обеспечения управления подготовкой выпускника, которая предусматривает реализацию функций мониторинга и диагностики развития личности выпускника.

Таким образом, одним из главных направлений информатизации высшего образования является разработка модели управления вузом на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Тип выступления  Стендовый доклад
Уровень образования  Высшее профессиональное
Ключевые слова  информатизация образования управление обучением высшее образование информационно-аналитическая система