О минималистской концепции IT-образования



Автор: Бухараев Наиль Раисович, кандидат физико-математических наук, доцент
Казанский федеральный университет
В докладе делается попытка объяснить, почему в IT-образовании сегодня важен акцент на взаимодействии - и что нового сюда привносит эволюция разработки программного обеспечения.

О минималистской концепции IT-образования. Как сеять разумное, доброе, вечное.

Н. Р. Бухараев, Казанский университет

Предисловие. Информационная революция и культурная эволюция,   ретроспективы и перспективы.На первой конференции АПКИТ мы предлагали  заложить в основу формирования высокообразованных специалистов прагматическое переосмысление фундаментального[i]. Сильно разделенные бытом, её участники были едины в мысли «пора не делить, но приумножать ресурсы».  Солидарные с общим духом надежды на скорый выход из “лихих 90-х”, мы призывали все же «спешить медленно». Образование лучшего в людях не терпит форсирования и резких движений. Надежная опора здесь - исходные гуманиcтические традиции.  Развивать их предлагалось  не в утилитарном, но в прагматичном ключе -  практикуя трезвый анализ фактического хода деятельности. В этом виделся как принцип решения проблемы академизма - пресловутой «оторванности вуза от жизни», так и не менее важной обратной проблемы.   

Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.[ii] В профессиональной жизни последующий период удивлял расцветом Agileметодологии организации совместного интеллектуального труда. В остальном прогресс был относителен. Хотя экономисты и называют эти  годы «тучными»,  рост потребления «хлеба и зрелищ» не решает проблемы главной. Это проблема долговременной мотивации к сложному труду. Успокоившись, мы во многом опростели и стали копировать привычки общества перепроизводства. Социальные партнеры, мы охотнее говорили о средствах обучения, меньше о  «не снижающейся сложности»[1]IT-образования  и почти ничего обобразовании как институте социального обновления. Инструменты нам помогут? Свежо преданье… (вспомним непростую историю российских реформ). Лучшее общество образуют не новые инструменты, а новая культура мышления и лучшие взаимоотношения. Далее следует попытка осмыслить вчерне, почему сегодня в образовании важен акцент на решении проблем взаимодействия  и что нового привносит сюда эволюция самого IT.

Проблематика: от исполнительства к сотрудничеству. Кризисы наяву и проблемы в голове. Непостижимо алогичная для преподавателя черта времени - пропаганда новых решений вне связи с конкретными проблемами слушателя.  Проблемы и решения существуют независимо: ответы есть – вопросов нет, и наоборот. Так, «проблемы информатики» стали «информационными технологиями», а конференции стали походить на рекламное шоу.  Но искусство презентации часто скрывает суть дела. Мы работаем полноценно, когда удовлетворение приносит не кратковременный успех, но процесс труда. В совместной работе – взаимодействие. Его отсутствие порождает кризис «лебедя, рака и щуки», когда решения одного оказываются проблемой  другого. Как издавна водится, побеждает тот, кто на данный момент сильнее. Но общий воз движется нервно, превозмогая  сопротивление. Труд для всех становится обузой, бессмысленной тратой сил. Будем мудрее и терпимее - goagile.Чтобы не гасить кризисы аврально, постараемся их предупредить; это не быстрее, но надежнее. Превратить кризисы поведения в проблемы мышления – это ли не самая достойная цель и основной метод образования? Психологи обозначают путь человека к зрелости как «зависимость-независимость-взаимодействие»; но он также путь от конфронтации к самоорганизации.

IT-образование – это образование. Содействие прогрессу - непрерывному развитию культуры мышления и поведения. А это сизифов труд восхождения людей от простого к сложному, от низкого к высокому, от дикости, варварства и невежества к цивилизации. Сегодня, при помощи IT-инструментов - если они помогают лучше справляться со знакомыми нам проблемами. Или без них, когда “развитие ITв отрыве от образования приводит к негативным результатам” [iii].Новизна возможностей есть многозначность выбора. Риски неизбежны, а в новом деле особенно велики. Но суть не в них, а в людях. Одни само ограничены изнутри и относят риски на свой счёт.  Зная, что далеко не совершенны - они совершенствуются. Иные, по словам Сократа, не знают и этого. Полные самомнения, они ведут себя так надменно, как будто знают всё и никогда не ошибаются. Они пока еще верят не в ресурс взаимодействия, но кнуты и пряники. Что ж, времена меняются быстро – а мы медленно. Чтопобуждает определять прогресс от противного:цивилизованность есть совокупность методов решения человеком проблем собственного невежества. Это же отделяет обучение как освоение специальных методов решения частных проблем, от образования - формирования навыков не порождать проблемы. Образование – это проблематика, обучение – методология.

Всем хочется быстрее решить свои текущие проблемы. Но форсировать изучениеметодов, не выявив  специфики проблемы – сам по себе способ породить проблемы. В их основе лежат максималистские иллюзии освобождения от труда, идущие от умения вкушать, а не растить «плоды цивилизации».  Кредо минимализма – отрицание максимализма. Но не максималистов. Ведь «если ты не был максималистом до тридцати, то у тебя нет сердца. Если остался им после – разума». Что можно противопоставить детским «всё или ничего» - сам знаю, могу, хочу, не хочу и т.п.? Лишь эволюцию, всю долгую историю поиска людьми наименее затратных и наиболее долгосрочных решений.

К специфике IT-образования. Освобождение для труда. Спринт и марафон - проблемы головы. Компьютерные программы – это формулы. Визуальныеструктуры, отражающие в форме правил некую скрытую реальность. Достаточно для конкретной цели, т.е. обеднённо, минимально информативно; в этом существо понятия абстрактной модели. Мы чётко отделяем дисциплину программирования  от контента программ и «сияющих миров» Платона. Какая же реальность тогда имеется в виду? Реальность мышления - ограниченность наших ментальных способностей к сохранению, переработке и передаче информации. Не торопись, властвуй над собой – разделяй сложное. Эволюция способов структурирования - «красная нить» всей истории программирования. Думается, она и должна быть главным содержанием IT-образования.

Здесь творчество – не акт, но процесс, требующий равномерного разделения труда во времени и меж людьми. Полагаю, направить его разумнее всего на освобождение людей для труда творческого, менее рутинного. Но важно подчеркнуть предусловие. Задача мышления не только в регуляции взаимодействия на основе обратных связей, но и в самоконтроле. Чем и когда хороши формальные методы?  Они должны поддаваться проверке, управлению и контролю. По одной лишь причине – «всем людям свойственно ошибаться». Но по той же причине никакие методы не идеальны. Потому разумный стремится больше ошибаться - до тех пор,  пока риски отнесены на свой счёт. В этом  суть моделирования. И последнее. «Чужая душа – потемки». Работа мышления плохо поддается внешнему контролю. Выводы из этого читатель пусть сделает сам.

Список использованных источников
  1. Бухараев Н.Р., Салимов Ф.И., Самитов Р.К. Проект «Фалес» - гуманитарная прагматика фундаментального. Информатика и математика в современной методологии науки. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=1&id_thesis=20
  2. «Agile-манифест разработчиков программного обеспечения»/URL: URL: agilemanifesto.org/iso/ru/‎
Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  IT-образование, IT-обучение