Опыт организации открытых образовательных проектов по направлению «Архитектура предприятия» на базе GameChangers



Авторы: Арзуманян Максим Юрьевич 1
Кудрявцев Дмитрий Вячеславович 2
1 СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2 НИУ СПбГПУ
В 2013 году на базе GameChangers инициирован проект: бесплатная межвузовская, исследовательско-образовательная программа для студентов и выпускников «GameChangers Enterprise Architecture Track». Одной из важнейших особенностей курса является наличие международного экспертного совета, в который вошли 26 российских и международных экспертов.

Введение

Enterprise architecture (Архитектура предприятия (АП)) – это динамично развивающееся междисциплинарное направление по проектированию, управлению и трансформации современных организаций как сложных систем (бизнес и ИТ) для обеспечения ценностей ключевых заинтересованных сторон [1, 2]. Деятельность, связанная с проектированием и преобразованием АП, называется инжинирингом предприятий или бизнес-инжинирингом [3].

Актуальность и востребованность АП возрастает как в России, так и в мире, что подтверждается ростом количества публикаций, конференций, проектов,  появлением  международных стандартов и активностью ведущих мировых консалтинговых компаний. При этом, преподавание АП в России сталкивается с рядом сложностей и проблем [4]. Основными из них являются:

·        высокая сложность, связанная с междисциплинарностью направления,

·        отсутствие актуальных методических материалов в силу новизны и высокой динамики развития АП,

·        слабость механизмов привлечения и мотивации экспертов к преподаванию в традиционной российской системе образования,

·        низкий уровень мотивации и квалификации студентов.

Классические принципы и методы построения учебного процесса не вполне подходят для освоения этого направления, которое динамично развивается и пока не имеет устоявшихся канонов. Дисциплина является прикладной и для ее освоения требуется участие в реальных проектах (как для преподавателя, так и для студентов). При этом наблюдается развитие этой области и в научной среде. Сложно в таких условиях составить и реализовать актуальную университетскую программу.

В настоящее время, отечественная методическая база для преподавания АП крайне невелика. Большинство пособий основываются на курсе А. Данилина и А. Слюсаренко 2005 года [5]. Также, следует отметить работы Г.Н. Калянова, Е.З. Зиндера, Ю.Ф. Тельнова, Л.Ю. Григорьева, и др.

Предпосылки создания проекта

В течение последних лет авторы преподают АП в СПбГУТ и НИУ СПбГПУ, участвуют в проектах и разрабатывают методологию АП (в составе компаний БИГ-СПБ, Smart Architects и др.), ведут научную и методологическую деятельность в области АП (готово к публикации учебное пособие «Технологии бизнес-инжиниринга» [6]).

Следует отметить важность международной интеграции для сотрудничества и обмена опытом. Одним из таких источников для авторов является членство в сообществе LEAD Global University Alliance[7], а также выступление на ведущих международных конференциях (The IEEE Conference on Business Informatics (CBI) [8], Knowledge Engineering and SemanticWeb (KESW) [9] и др.)

Все это явилось базой для создания образовательно нового образовательного проекта .

Новый формат обучения

В 2013 году на базе межвузовской образовательно-исследовательской программы GameChangers [10] авторами был инициирован проект Enterprise Architecture Track [11]. GameChangers является некоммерческой организацией, которая объединяет ресурсы как ведущих ИТ-компаний, так и технических и гуманитарных ВУЗов Санкт-Петербурга для разработки и проведения образовательных программ о различных аспектах индустрии ИТ.

Одной из важнейших особенностей курса является наличие международного экспертного совета, в который вошли 28 экспертов из различных регионов России, а также Швейцарии, Дании, Франции, США и Австралии. Среди экспертов, как практики (CEO, CIO, CFO, PM), так и деятели науки.  Основу курса составляют занятия с экспертами, проходящие в различных форматах: лекции, семинары, дебаты, организационно-деятельностные игры. Среди партнеров образовательного проекта – компании Бизнес-инжиниринг Групп, SmartArchitects, IBM, MEGA, LEADGUA, TheOpenGroup, ЦЭО, eGovCenter, СПбГУТ, НИУ СПбГПУ.

Курс спроектирован с учетом целей всех участников проекта. Важно, что объединение различных заинтересованных сторон в новую экосистему (Рис.1) позволяет выявить дополнительную ценность для всех участников и формирует мотивацию участия в проекте в отсутствии финансовой составляющей.

Рис. 1. Интеграция различных заинтересованных сторон в единую экосистему

Обучение в формате GameChangers предполагает интенсивное взаимодействие между студентами и совместную работу. Для реализации этого принципа на этапе приемной кампании создавались профили компетенций кандидатов (на основе интервью и заявки). Решения о приеме принимались с учетом главной задачи - создания команды, способной вместе пройти сложный, но интересный путь освоения АП.

С учетом того, что бОльшая часть образовательного материала предоставляется независимыми экспертами, которые имеют уникальные ракурсы и точки зрения на дисциплину, а также систему понятий, важное место в организации курса занимает обеспечение целостности формируемых знаний студентов. Для обеспечения такой целостности используются:

1.      Привязка всех занятий с экспертами к соответствующим темам программы курса (взгляд «занятие-тема/-ы») и обратный взгляд, позволяющий понять на каких занятиях была/будет рассмотрена та или иная тема («тема-занятие/-я) [12]. Для создания и представления такой привязки используется гипертекстовая вики-система.

2.      В процессе проведения занятий и при подготовке конспектов активно используются концептуальные карты, позволяющие сделать видимыми взаимосвязи между различными понятиями, разделами дисциплины и обсуждаемыми вопросами [13, 14]

3.      Прорабатывается идея создания тезауруса, который будет не только определять основные понятия курса/объекты АП, но и использоваться в качестве информационно-поискового языка при разметке занятий [15].

Образовательная программа включает:

·        семинары и лекции с ведущими профессионалами в области АП,

·        освоение инструментов моделирования АП,

·        работу над собственным проектом с поддержкой менторов,

·        знакомство и общение и с профессионалами IT-индустрии,

·        возможность стажировки и трудоустройства лучших студентов в ключевых компаниях-партнерах,

·        проведение актуальных научных исследований.

Из необычных форм занятий можно отметить формат «дебаты экспертов», позволяющий раскрыть сложные междисциплинарные вопросы за счет общения нескольких специалистов и модератора.

Основные цели и задачи проекта:

·        Создать команду для развития российской школы АП

·        Разработать ценные учебные материалы

·        Провести исследования актуальных в рамках АП тем

Текущие результаты:

1.      Завершена приемная кампания: из полученных заявок отобраны лучшие, проведено около 50 интервью с участием кураторов, партнеров и экспертов.

2.      Сформирована группа из 20 участников, начались занятия.

3.      Инициативной группой студентов была решена задача организации системы управления контентом курса и электронного взаимодействия.

Список использованных источников
  1. Зиндер Е. З. Архитектура предприятия в контексте бизнес-реинжиниринга (Часть 1, Часть 2) // Intelligent Enterprise. 2008. № 4, 7.
  2. Op’t Land M., Proper E., Waage M., Cloo J., Steghuis C. Enterprise architecture: Creating value by informed governance. Springer, 2009.
  3. Тельнов Ю. Ф. Эволюция парадигмы «Инжиниринг предприятий». Сборник трудов 16-й Российской научно-практической конференции «Инжиниринг предприятий и управление знаниями»: Моск. госуд. ун-т экономики, статистики и информатики – М., 2013.
  4. Арзуманян М.Ю. Архитектура предприятия: проблемы востребованности и подготовки кадров. // XI Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации». ВГУ, Воронеж, 16-17 мая 2013. - С. 67-69
  5. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура предприятия. Учебный курс. — Интернет-университет информационных технологий — ИНТУИТ.ру, 2005. — 504 с.
  6. Кудрявцев Д. В., Арзуманян М. Ю., Григорьев Л. Ю. Технологии бизнес-инжиниринга: Учеб. пособие — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. — 410 с.
  7. http://www.globaluniversityalliance.net/
  8. http://cbi2013.isis.tuwien.ac.at/
  9. http://kesw.ru/
  10. Дмитривев С.С. Тьюторы и коллайдеры. Новая онтология образования // SLON. Как придумывать будущее, 2013 (http://slon.ru/biz/1014641/)
  11. http://gamechangers.ru/tracks/enterprise-architecture
  12. Кудрявцев Д.В. Системы управления знаниями и применение онтологий: Учеб. пособие / Д.В. Кудрявцев. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 343 с.
  13. Cmap Tools http://cmap.ihmc.us/
  14. Гаврилова Т. А., Лещева И. А., Страхович Э. В. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании //Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. – 2011. – №. 4. – С. 124-150.
  15. Лукашевич Н. В. Тезаурусы в задачах информационного поиска //М.: Изд-во Московского университета. – 2011.
Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  Enterprise Architecture, Архитектура Предприятия, GameChangers, межвузовская программа