Проблемы преподавания информационных технологий в РФ



Авторы: Королькова Юлия Васильевна 1
Гурьянова Елизавета Александровна 2
1 Поволжский государственный университет сервиса, 2 ПВГУС
В тезисах рассматриваются проблемы преподавания информационных технологий в РФ.

В последние годы происходит внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека, что позволяет улучшить качество жизни за счет повышения производительности и облегчения условия труда. Информатизация общества требует от каждого специалиста высокий уровень информационной культуры, поэтому актуальность преподавания ИТ в Российской Федерации, не подлежит сомнениям.

Несмотря на тридцатилетний опыт преподавания дисциплин, связанных с ИТ, в учебных заведениях существует ряд проблем, которые можно разделить на две группы.

Первая группа проблем связана с материально-технической базой, к ней  относится:

1)    Недостаточное количество ЭВТ;

2)    Динамическое развитие ЭВТ и ПО;

3)    Проблема приобретения лицензионного ПО;

4)    Постоянное появление новых ИТ;

5)    Не соответствие между требованиями работ и уровнем подготовки по информационным технологиям.

Проблема отсутствия необходимого количества ЭВТ связана с тем, что многие учебные учреждения имеют ограниченный размер бюджетных средств. Данную проблему чаще всего решают тем, что группу разделяют на подгруппу, что, несомненно, негативно складывается на процесс обучения (увеличивается время между занятиями и плохо усваиваться материал).

Динамическое развитие ЭВТ и ПО также является проблемой большинства учебных учреждений. Многие сотрудники не видят необходимости закупать новое оборудование и ПО каждый год, но сфера ИТ имеет быстрое прогрессивное развитие. Один год в информационных технологиях может равняться десяти годам разработок в другой области. Вследствие этого, использование старого ПО становится неэффективным.

Проблема приобретения лицензионного ПО связана с недостаточным финансированием учебного учреждения. Наиболее востребованные программы являются платными, а бесплатные версии не решают проблему, так как имеют ограниченные набор функций. К тому же приобретение бесплатного программного обеспечения нарушает законы об авторских правах и является преступлением.

Образовательные и профессиональные стандарты АПКИТ не удовлетворяют постоянно меняющимся информационным потребностям. Стандарты образование разрабатываются недостаточно часто, как это действительно необходимо. По этой причине разработанные курсы используют старое программное обеспечение, что делает их не пригодным к практическому применению на предприятиях.

Ко второй группе можно отнести:

1)                Методические проблемы;

2)                Проблемы организации учебного процесса;

3)                Недостаточный уровень квалификации  преподавателей;

4)                Сокращенное количество часов отведенное на изучение ИТ во вне учебное время;

5)                Проблема обучения.

Методические проблемы связаны с организацией учебного процесса и содержательным наполнением преподаваемых дисциплин. Основной акцент делается в основном на теоретические методы обучения.

Проблемы организации учебного процесса связаны с разработкой методик использования ИТ в учебном процессе.

Из-за прогрессивного развития ИТ преподаватели должны постоянно повышать свой уровень знаний. Курсы переподготовки в большинстве случаев не финансируются, а самообразование является недостаточным. Большинство сотрудников учебных заведений нуждаются в дополнительных знаниях и навыках в области ИТ.

Практическое полное отсутствие сокращение бесплатных индивидуально-групповых занятий, что ухудшает возможности повышения уровня знаний.

Проблемы обучения связана с пассивной позицией учащихся, что  определяется следующими причинами:

1)                Слабая мотивация;

2)                Непонимание необходимости дисциплин, связанных с ИТ;

3)                Неумение применять полученные знания на практике.

4)                Недостаточные знания о реальных объектах.

Несмотря на существующие проблемы, преподавание ИТ в Российской Федерации будет  иметь отличные перспективы развития, в случае проработки следующих вопросов.

1.                 Оперативная модернизация ЭВТ  и ПО.

2.                 Увеличение финансирования ИТ в учебных учреждениях.

3.                 В аудиториях, где проходят занятия, должен быть мультимедийный проектор, экран и компьютер, для лучшего восприятия лекционного материала и формирование телекоммуникативных навыков.

4.                 Современная разработка методик обучения использования ИТ.

5.                 В здании где проходят занятия по ИТ должен быть быстрый и доступный Интернет.

6.                 Применение индивидуального дифференцированного подхода к учащимся.

7.                 Использование современных способов проверки знаний

8.                 Реорганизация учебного плана, начиная со школы и заканчивая высшими учебными заведениями.

9.                 Постоянное повышение квалификации преподавательского состава.

10.            Соответствующая языковая подготовка.

11.            Обеспечение доступа у учащихся к информационно-образовательным ресурсам.

12.            Внедрение эффективной системы контроля и оценки знаний.

Вышеизложенные изменения повысят качество процесса образованияи в будущем позволят молодому специалисту полностью раскрыть свои профессиональные способности в современном обществе.

В заключение стоит отметить, что преподавание ИТ в России на сегодняшний день является сложным процессом. Решение проблем зависит от общих усилий государства, преподавателей и учащихся, ведь от этого зависит общий уровень информационной культуры общества и в целом развития страны.

 

Тип выступления  Стендовый доклад