Применение дистанционных технологий обучения для профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья



Автор: Арапова Елизавета Александровна, Грамоты, дипломы, сертификаты
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение "Новочеркасский технологический техникум - интернат" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
В докладе представлен опыт применения технологий электронного и дистанционного обучения для профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Для решения задач комплексной (в т.ч. профессиональной) реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Новочеркаский технологический техникум – интернат (НТТИ) сформировал на своей базе эффективную информационно – обучающую среду. Такая среда, включая комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми методическими, программными и техническими средствами, предоставляет широкие возможности для внедрения в образовательно-реабилитационный процесс НТТИ современных инфо- коммуникационных технологий (ИКТ), технологий электронного и дистанционного обучения (ДО).

Особенно актуальной задачей на данный момент является внедрение и развитие дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которые предоставляют лицам с ОВЗ возможности для освоения профессиональных образовательных программ непосредственно по месту жительства. Применение ДОТ также позволяет:

  •  усилить личностную направленность процесса обучения, повысить уровень самостоятельной работы обучающегося;
  • интенсифицировать использование материально - технической базы, учебного и методического потенциала НТТИ;
  • повысить качество обучения за счет применения средств современных ИКТ.

Основой для реализации ДОТ в НТТИ являются электронные учебно – методические комплексы (ЭУМК), реализующие требования ФГОС. Такие ЭУМК представляют собой авторские учебные курсы, создаваемые с использованием современных мультимедийных средств (flash, html, java script, Autoplayи др.). Разработка большинства курсов осуществляется на базе платформы LMSMoodle– бесплатной свободной – распространяемой системы, которая предоставляетпреподавателюширокий спектр средств для проектирования, разработки и управления учебным курсом, а также организации коммуникаций между преподавателями и обучающимися. Кроме того, активно используются возможности для интеграции в учебный курс moodleсредств сторонних разработчиков: облачных сервисов google, LearningApps (сервис для создания интерактивных заданий и тренажеров.) и мн. другого.

Для оказания консультативной помощи студентам организуются групповые on-line занятия с использованием программы для проведения Web-конференций Adobe Connect.

С целью управления процессом дистанционного обучения разработано автоматизированное рабочее место администратора ДО, которое позволяет вести учет федеральной и локальной нормативной документации, регламентирующей ДО в НТТИ, учет контингента обучающихся, формировать расписание занятий ДО и графики сдачи контрольных точек, отслеживать своевременность создания, отправки или публикации учебного курса преподавателем, а также формировать журналы учета выполненных контрольных работ.

Опыт использования технологий ДО в НТТИ для профессиональной подготовки студентов по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах демонстрирует безусловную эффективность такого обучения при качественной организации процесса и высокой мотивированности всех его участников. Очевидно, ДО имеет широкие перспективы для реализации одной из важнейших современных задач в образовании – обеспечения возможности профессиональной подготовки, реабилитации и последующего трудоустройства лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Тип выступления  Стендовый доклад