Разработка и применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе



ЦФ ФБГОУ ВПО "Российская академия правосудия"
Использование дистанционных электронных ресурсов в современной методике преподавания связывается в настоящее время с решением проблем индивидуализации обучения, его интенсификации и оптимизации. Внедрение Интернет-технологий открывает новые возможности не только для индивидуализации обучения, но и для увеличения объема учебной информации. Актуальной становится проблема создания обучающих систем, которые смогли бы реализовать новые эффективные методы обучения и осуществить проекцию процесса обучения на новый уровень.

Саврасова Лариса Николаевна, старший преподаватель

ФГБОУ ВПО Российская академия правосудия

 

С появлением и развитием Интернета возможности применения компьютеров в обучении необычайно расширились. Очевидно, что Интернет является базой данных новейших научных разработок, которые не могут быть отражены в традиционных учебниках. Использование их в современной методике преподавания связывается в настоящее время с решением проблем индивидуализации обучения, его интенсификации и оптимизации. Внедрение Интернет-технологий  открывает новые возможности не только для индивидуализации обучения, но и для увеличения объема учебной информации.

Широкое распространение компьютеров, их доступность, возможность доступа в сеть Интернет каждого участника учебного процесса привели к тому, что в информационной среде, посредством которой осуществляется связь между преподавателем и студентом, помимо традиционных конспектов лекций и практических занятий, печатных  учебников и учебных пособий и монографий,  появляются такие компоненты как электронные учебные пособия и прикладные компьютерные программы.

 Актуальной становится проблема создания обучающих информационных систем, которые смогли бы реализовать новые эффективные методы обучения и осуществить проекцию процесса обучения на новый  уровень. Примером может быть электронный учебник (обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи) [1].

Электронный учебник, как правило, представляет собою самостоятельное мультимедийное средство обучения, поэтому его структура должна быть представлена на качественно новом уровне.

Электронный учебник призван стать способом решения проблемы разрыва между знаниями выпускников школ и требованиями ВУЗа. Учитывая, что объем учебного материала и время занятия, отводимое на его усвоение, являются фиксированными, относительно постоянными величинами, можно утверждать, что решающее значение для интенсификации обучения приобретают именно компьютерные средства обучения. Они позволяют активизировать и  личность обучающегося, и его учебную деятельность. Использование электронных учебников позволит перенести образовательный процесс из аудитории домой - студенты смогут выполнять обязательные задания не только по расписанию, но и в удобное для них время.

Наглядность (схемы, визуализация алгоритмов решения задач), четкое структурирование учебной информации должны способствовать развитию логического мышления у студентов. Удобные ссылки на справочный материал, связанный с изучаемым разделом, обширный практикум с возможностью проверить полученный результат, тестирующие программы для самоконтроля студентов, а также для контроля знаний студентов преподавателем, позволят более эффективно организовать самостоятельную работу студентов и не тратить время аудиторных занятий на повторение и проверку домашних заданий.

В настоящее время существует довольно богатый выбор обучающих систем как коммерческих, так и OpenSours-систем, широко применяющихся и для дистанционного обучения, и для поддержки смешанного обучения, когда часть занятий остается аудиторными. Коммерческие системы дистанционного образования (ДОС) дорогостоящие и зачастую требуют сложного технического решения. Свободно распространяемые ДОС могли бы быть использованы в наших целях, наиболее привлекательно выглядит система Moodle, однако, как показывает практика, ее внедрение и настройка требует дополнительного обучения преподавателей или наличия в учебном заведении специалиста. Кроме того, все перечисленные системы обладают в значительной степени избыточным, по сравнению с требующимся, функционалом.

Практика использования автоматизированных систем учебного назначения показывает, что технология наполнения готовых программных оболочек дидактическим процессом является тупиковой. То, что заложено в компьютерную дидактическую систему, не должно функционировать в отрыве от разработчиков.

Перспективным является путь проектирования дидактического процесса от схемы управления к созданию программных оболочек. Автор считает, что обеспечить соответствующие условия для достижения успешных результатов возможно, самостоятельно разработав и внедрив в практику такую систему.

Подобный  учебник, являясь веб-приложением, может быть размещен на веб-сервере, использоваться и управляться удаленно. Фактически, являясь усеченной системой дистанционного обучения, он предназначен для поддержки очной и заочной форм обучения веб-сервером Apache2.x. Для программной реализации поставленных задач может быть выбран язык программирования php5 в связке с СУБД MySQL5.x.

Ядро Apache, включает в себя такие важные функциональные возможности, как обработка конфигурационных файлов, протокол HTTP и система загрузки модулей. Модули могут быть включены в состав сервера в момент компиляции или загружены динамически через директивы конфигурационного файла. Именно в модулях реализуется поддержка языков программирования[2]. В частности, выбранного нами языка программирования php, ядро которого, называемое Zend-машиной, распространяется также свободно и является платформонезависимым.

Apache имеет встроенный механизм виртуальных хостов, позволяющий полноценно обслуживать на одном IP-адресе множество доменных имён, отображая для каждого из них собственное содержимое. К тому же каждый виртуальный хост можно настраивать индивидуально, в том числе и в смысле ограничения доступа ко всему сайту или отдельным его папкам [3]. Веб-сервер Apache, в частности, поддерживает работу со свободнораспространяемой и кроссплатформенной СУБД MySQL.

MySQL - это программное обеспечение с открытым кодом. Применять его и модифицировать может любой желающий. Такое ПО можно получать по Internet и использовать бесплатно. Использование программного обеспечения MySQL регламентируется лицензией GPL (GNU General Public License), http://www.gnu.org/licenses/, в которой указано, что можно и чего нельзя делать с этим программным обеспечением в различных ситуациях.

Благодаря своей доступности, скорости и безопасности MySQL очень хорошо подходит для доступа к базам данных по Internet. Доступно также большое количество программного обеспечения для MySQL, в большей части - бесплатного.

Предполагается, что электронный учебник  будет совмещать в себе функции учебника и преподавателя, справочно-информационного пособия и консультанта, тренажера и контролирующей знания программы. То есть, являть собой систему, объединяющую различные компоненты, такие как собственно учебный материал, справочную информацию, практические задачи, наглядную демонстрацию алгоритмов решения практических задач, тесты для контроля знаний преподавателем и самоконтроля студента [4].

Таким образом, самостоятельно разработанная обучающая система будет полностью разработана и эксплуатироваться на законных основаниях без каких-либо дополнительных финансовых затрат, а открытый код и модульный принцип реализации делают ее гибкой и легко настраиваемой под изменяющиеся потребности учебного заведения.

Основу  образовательного  процесса  при  использовании  обучающих  систем  составляет  целенаправленная  и  контролируемая  интенсивная  самостоятельная  работа  обучаемого, который может учиться в  удобное для  себя  время,  по индивидуальному  расписанию,  имея  при  себе  комплект  специальных  средств  обучения  и  возможность личного контакта с преподавателем, либо в режиме on-line с помощью современных технических средств.

 

Список использованных источников
  1. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем [Текст] / А.И. Башмаков, И.А. Башмакова. – М. : Филин, 2003. – 616 с.
  2. Веллинг Л. Разработка веб-приложений с помощью PHP и MySQL [Текст] / Л. Веллинг и Л. Томсон. – М.: «Вильямс», 2010. – 848 с.
  3. Кузнецов М., Симдянов И. PHP 5/6 [Текст] / М. Кузнецов, И. Симдянов – Спб.: БХВ-Петербург, 2009. – 1024 с.
  4. Саврасова Л.Н. Разработка и внедрение в учебный процесс электронного учебника по математике для студентов-юристов /Л.Н. Саврасова, Е.Э. Омельченко // Общество, право, правосудие : Сб. материалов Всероссийской научно-практич. конф.: В 2 ч.: Ч. 2. – Воронеж : ООО Типография «ЛИО», 2010. – С. 434 – 440
Тип выступления  Стендовый доклад
Ключевые слова  дистанционное обучение, разработки электронных образовательных ресурсов, методика применения ЭОР в учебном процессе