Сотрудничество в сетевом проекте как средство мотивации учащихся



Автор: Канянина Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования"
В докладе рассматриваются новые возможности сетевого сотрудничества как мотивирующего фактора в обучении школьников освоения IT-технологий и изучения предметного материала. Приведены примеры сетевых проектов, проводимых кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования.
Деятельность – единственный путь к знанию. /Джордж Бернард Шоу/

Современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать информационно-коммуникационные технологии для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в итоге, стать полноценными членами современного общества.

Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели, при этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле» [3].

Распространение сервисов  Веб 2.0 открывает новые возможности для сетевого сотрудничества, взаимодействия [2], одной из инновационных форм которого является сетевой проект. Овладение разными видами и способами самостоятельной и коллективной творческой деятельности способствует достижению образовательных результатов учащихся, соответствующих требованиям ФГОС. А именно, происходит мотивация на учебное сотрудничество; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии со сверстниками, взрослыми; нахождение общего решения на основе согласования позиций и учёта интересов каждого; развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Педагоги и учащиеся включены в новое совместное творчество, которое позволяет им демонстрировать свой опыт деятельности, анализировать его, обобщать, выступать единой командой и использовать сетевые технологии для планирования и разработки совместных продуктов командами из разных школ и регионов [1].

Приведем примеры сетевого взаимодействия участников интернет-проектов, проводимых кафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования.

В межрегиональном сетевом экологическом проекте «Нам жить на этой земле!» команды учащихся 2-11 классов выступали в роли начинающих детективов-экологов и отвечали на основополагающий вопрос проекта  «Как защитить жизнь на Земле и спасти планету для будущего?». С первых шагов в проекте команды были погружены в совместную деятельность:

-представление участников проекта через заполнение общей Google-карты;

-участие в коллективном мозговом штурме «Экологические угрозы нашей планеты» на совместной on-lineдоске;

-создание совместной Google-карты природных ценностей своего города или района, которые необходимо сохранить для будущего;

-общение в блоге проекта по теме «Красная книга России».

-создание иллюстрированных сборников «Свод правил жителя Земли» в совместных презентациях на основе Google-диска.

Региональный сетевой проект «По следам Нижегородского ополчения» соединил команды 7-9 классов в поиске ответа на вопрос «Как стать патриотом?». Совместными действиями всех команд стали:

-исследование отличительных моментов эпохи периода «смутного»  времени России и создание коллективной вики-статьи в среде Letopisi.ru, 

-участие в он-lineигре с применением QR-кодов,

-создание коллективного виртуального альбома, посвященного  празднованию Дня народного единства в Нижнем Новгороде и городах области.

-разработка и сбор материала: on-lineленты времени, интеллект-карты, виртуальные экскурсии о славном пути нижегородского ополчения.

Создавая качественные продукты проектной деятельности и размещая их в сети Интернет,  учителя и учащиеся становятся создателями контента, который в дальнейшем может быть использован в образовательном процессе. Меняется позиция школьников - они становятся активными участниками образовательного процесса, способными учиться сами, но и обучать своих сверстников. Меняется и позиция педагогов – они становятся наставниками, координаторами, консультантами, способными создавать условия для организации образовательного пространства, при котором учащиеся способны получить качественно новое образование на основе использования сервисов Веб 2.0. Таким образом, сетевые проекты являются мотивирующим фактором не только освоения информационных технологий школьниками, но и изучения учебных предметов школьной программы, развития их познавательной активности, актуализации творческой позиции.  

Тип выступления  Стендовый доклад
Ключевые слова  IT, ИКТ, сервисы Веб 2.0, сетевой проект, мотивация, сотрудничество, образование