ТРОПА: "Семь пятниц"



НОУ Центр психологической помощи и развития "Эмпатия"
В докладе рассмотрены организация конкурсов (в том числе семейных) и вопросы взаимодействия с родителями через сайт tropa96.ru

Новое время ставит  новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Дано:

·         коллектив детей в возрасте 7 лет (первоклассники); на компьютер ходят заниматься третий год. Это уже скорее не кружок, а клуб по интересам или студия

·         освоен графический редактор Paint [3,4] (1 год обучения); в  PowerPoint работаем второй год - различные типы мультиков (в основном, расчетные [2])

·         помимо учебы в обычной школе и в компьютерной, как минимум еще одно направление развития присутствует в каждой семье: спорт, танцы, музыка, английский... Поэтому занятия только один раз в неделю

·         родители в погоне за знаниями (с учетом транспорта и пробок) превращаются в службу доставки детей до нужного кружка или секции

·         "психологи всех  стран отмечают общую для сегодняшних ребят тенденцию: проводить время в ОДИНОЧЕСТВЕ у экрана телевизора или компьютера. ... пассивное созерцание экрана в детстве тормозит развитие ребенка, мешает развитию речи, плохо влияет на физическое состояние, лишает ребенка необходимого общения" [6]

·         «цифровой разрыв» между учениками и родителями, учениками и воспитателями детских садов, учениками и учителями c одной стороны и новый ФГОС с другой

·         сайт tropa96.ru [7], на котором выкладываются работы детей, "обучалки" и объяснялки", проводится голосование, пишутся комментарии и т.д.

Требуется:

·         сплотить детей и родителей, развернуть их лицом друг к другу

·         "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникамумение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1]

Решение:

1 осеннее действие: голосование родителей и гостей сайта tropa96.ru за творческие работы детей (работы выкладываются под номерами); коллаж "осенний зонтик", коллаж "Мама - ты солнце"

2 осеннее действие - "заговор пап": папы с подачи педагога нашли фирму, договорились о цене, собрали денежки и оплатили бокалы для каждой мамы по индивидуальному рисунку ее ребенка

3 осеннее действие - "день Мамы": синквейн о маме выполняли ребята (первое столкновение с данным видом рефлексии), кружки папы донесли заранее. И за 15 минут до конца занятия в класс пришли мамы и ахнули

4 зимнее действие - экскурсия вместе с папами и мамами в ННГУ им. Н.И. Лобачевского в лабораторию робототехники ВМиК, приуроченная к 50-летию факультета

5 зимнее действие - мамы делятся впечатлениями в комментариях на сайте, дети дома выполняют синквейн про роботов, все работы выложены на сайт для голосования, а на занятиях  рисуется и просчитывается [2] мультик "зарядка роботов"

6 зимнее действие: участвуемв конкурсах от центраСнейл - день Мамы и Новогодняя открытка, в первом из них занимаем2 и3 места

7 зимнее действие- КТД "нарядим елочку": на сайте подробная пошаговая инструкция, КАК использовать онлайн-сервис для "сочинения" снежинок;  конкурс на лучшую снежинку (делаем дома!) и на лучший шарик (в классе в PowerPoint) на сайте и голосование; наряжаем елочку всеми шариками и снежинками группы и выкладываем на сайт

8 зимнее и весеннее действие - на сайте семейный дистанционный конкурс "Семь пятниц": новый этап начинается в пятницу и итог предыдущего этапа подводится в пятницу.

Подробнее о каждом этапе, о находках и проблемах в докладе.

Ответ:

·         "... знания, умения и навыки ... формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся" [1]

·         "Участие в игре взрослого, его заинтересованное общение помогут малышу не только справиться с поставленной задачей, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей"[5]

Список использованных источников
  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.Б. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — 4-е изд. —М.: Просвещение, 2013
  2. Гурская Н.В. ТРОПА: Играем, творим ... и учимся? / Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН - 2014, Том 8, №1- с. 65 - 79.
  3. Гурская Н.В. ТРИ КИТА: Технология-Логика-Творчество или Тропинка к успеху! / Труды Большого Московского семинара по информатизации начального и дошкольного образования. - 23 октября 2013 г. (Электронная публикация) - http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2012_10_23.html
  4. Гурская Н.В. ТРОПА: логика И/ИЛИ творчество? / Материалы XXIII международной конференции «Применение новых информационных технологий в образовании» - Троицк: «Байтик», 2012 – С. 94-96.
  5. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. — М.: Национальный книжный центр, 2014.
  6. 555 замечательных игр и игровых сценариев для школьников. М.: "ЮНВЕС", 2001
  7. электронный ресурс tropa96.ru
Тип выступления  Устное выступление
Уровень образования  Начальное общее
Ключевые слова  дополнительное образование, логика и творчество, компьютерные технологии, семейный конкурс, взаимодействие с родителями